Виды рифм, способы рифмовки

Виды рифм способы рифмовки примеры

Подробнее о схемах.

РИФМОВКА – порядок чередования рифм в стихе. Основные способы рифмовки:

1.Смежная рифмовка «ААBB».

Чтоб дружбу товарищ пронёс по волнам, — Мы хлеба горбушку – и ту пополам! Коль ветер лавиной, и песня – лавиной, Тебе – половина, и мне – половина! (А. Прокофьев)

2. Перекрёстная рифмовка «АBАB».

О, есть неповторимые слова, Кто их сказал – истратил слишком много, Неистощима только синева Небесная и милосердье Бога. (А. Ахматова)

3. Кольцевая рифмовка (охватная, опоясывающая) «АBBА» Уж подсыхает хмель на тыне. За хуторами, на бахчах, В нежарких солнечных лучах Краснеют бронзовые дыни… (А. Бунин)

4. Холостая рифмовка «АВСВ». Первый и третий стих не рифмуются.

Травка зеленеет, Солнышко блестит, Ласточка с весною В сени к нам летит. (А.Н. Плещеев)

6. Смешанная рифмовка (вольная) – способ чередования и взаимного расположения рифм в сложных строфах. Наиболее известные формы: октава, сонет, рондо, терцина, триолет, лимерик и пр. Пример смешанной рифмовки:

Ревёт ли зверь в лесу глухом, Трубит ли рог, гремит ли гром, Поёт ли дева за холмом — На всякий звук Свой отклик в воздухе пустом Родишь ты вдруг. (А.С. Пушкин)

ТЕРЦИНА – ряд трёхстиший с рифмовкой ABА BCB CDC. («Божественная комедия» Данте).

Земную жизнь пройдя до половины, Я очутился в сумрачном лесу, Утратив правый путь во тьме долины.

Каков он был, о, как произнесу, Тот дикий лес, дремучий и грозящий, Чей давний ужас в памяти несу!

Так горек он, что смерть едва ль не слаще. Но, благо в нем обретши навсегда, Скажу про все, что видел в этой чаще… (А. Данте)

ЛИМЕРИК — пятистишие, написанное анапестом, с рифмовкой ААВВА. В лимериках 3 и 4 стихи имеют меньшее количество стоп, чем 1, 2 и 5.

Жил-был старичок у причала, Которого жизнь удручала. Ему дали салату И сыграли сонату, И немного ему полегчало. (Э. Лир)

ТРИОЛЕТ — восьмистишие с рифмовкой АВАА АВAB , где стихи А и В повторяются как рефрены.

Ты промелькнула, как виденье, О, юность, быстрая моя, Одно сплошное заблужденье! Ты промелькнула, как виденье, И мне осталось сожаленье, И поздней мудрости змея. Ты промелькнула, как виденье,— О, юность быстрая моя! (К. Бальмонт)

МОНОРИМ — стих, построенный на одной рифме — монорифме (АААА, АА-ВВ-СС…),редкий в европейской поэзии, но широко распространённый в классической поэзии Ближнего и Среднего Востока. К моноримам относятся: газель, касыда, месневи, фард. Пример фарда:

Тогда лишь слово в ход пустить твой долг, Когда уверен ты, что будет толк. (Саади)

РУБАИ — рифмовка в восточной поэзии по схеме ААВА.

В колыбели – младенец, покойник в гробу: Вот и всё, что известно про нашу судьбу. Выпей чашу до дна и не спрашивай много: Господин не откроет секрета рабу. (Омар Хайям)

ПАНТОРИФМА (панторим) – стих, в котором все слова рифмуются между собой.

Опьяняет смелый бег, Овевает белый снег, Режут шумы тишину, Нежат думы про весну. (В. Брюсов)

Рифмовка 4+4 («квадратная рифмовка») — рифмовка двух четверостиший по схеме: ABCD ABCD

А затем прощалось лето С полустанком. Снявши шапку, Сто слепящих фотографий — Ночью снял на память гром.

Мёрзла кисть сирени. В это Время он, нарвав охапку Молний, с поля ими трафил Озарить управский дом. (Б.Л. Пастернак)

Рифмовка 3+3 («треугольная рифмовка») — рифмовка двух трёхстиший между собой по схеме ABC ABC.

А потом мне снились горы — В белоснежных одеяньях Непокорные вершины,

И хрустальные озёра У подножий великаньих, И пустынные долины. (В. Невский)

Источник

Основные понятия системы стихосложения

Главное отличие стихотворной речи от поэтической – ритмическая организация, т.е. повторяющийся ритмический рисунок из безударных и ударных слогов.

Стих Анализ строения стиха, определение его ритмического рисунка по количеству слогов, сгруппированных по принципу ударности.
Ритмика стиха

Подчиняется трем основным схемам:

  1. Тоническая – тоника – рисунок определяют ударные слоги. Их количество в каждой строке одинаково, а безударные слоги в учет не берут.
  2. Силлабическая – силлабика – учитывают только общее количество слогов, не подразделяя на ударные и безударные.
  3. Силлабо-тоническая – силлабо-тоника – ритмический рисунок стиха определяют количество слогов и сочетание ударных/безударных одновременно.

Последняя система более характерна для русского стихосложения. Но нередко использование тонических рисунков, например, дольника.

Дольник

— (от русск. доля, часть) — один из видов творческого стихосложения: трехсложный размер с пропуском одного-двух безударных слогов внутри строки.

НастоЯщую нЕжность не спУтаешь — — / — — / — — / — — Ни с чЕм, и онА тихА — / — — / — / Ты напрАсно бЕрежно кУтаешь — — / — / — — / — — Мне плЕчи и грУдь в мехА — / — — / — /

Акцентный стих тоже разновидность тоники: в каждой строке равное количество ударных и свободное число безударных слогов.

Неоправданное использование рифмы в текстах копирайтинга

Рифма нередко используются в текстах
совершенно неоправданно. В подавляющем большинстве случаев стихи не
являются подходящей формой для изложения деловой, коммерческой
информации. К тому же обычно доморощенные рекламные стихотворцы явно
не могут составить конкуренцию Пушкину и Маяковскому. Их творения не
в состоянии ни убедить в качестве или в пользе товара, ни побудить к
акту покупки. Чаще всего им удается своими творческими потугами лишь
рассмешить потенциальных покупателей.

Примеры напрасного рекламного «стихосложения:

«Москва без «Зила» – что поплавок без грузила»

«Если налоги стали Вам сниться,

В «Партнерство Аудиторов» Вам нужно обратиться,

9-9-5-14-30,

И Ваша проблема сразу решится».

«Кухня наша – сердце дома!

Не зависит от объемов,

На любой и вкус, и цвет!

В магазине кухня есть,

Приходите покупать,

Мы готовы предлагать!»

«МАЙ-ВАЛДАЙ

Три дня увлекательного отдыха с экскурсиями,
праздничной программой, рестораном и сплавом на рафтах по горной
Мсте.

Пороги и перекаты, адреналин и приключения.

Комфорт и наслаждение.

Купив путевку, Вы

выезжаете из Москвы

на автобусе «Неоплан»

Вам в салоне поет цыган.

Посмотрев красавец-Валдай,

Поподаете прямо в рай.

Погуляв допоздна и поспав,

отправляйтесь на бурный сплав.

Струи крутят Ваш рафт и мнут.

Пережив пятьсот острых минут

И до ночи повеселясь,

Наутро, с радостным лицом –

Гулять в именьи. В ту пору

Обед уж ждет Вас. Tu-ru.ru

В Москву прибывши наконец,

Ты думаешь ну все, … поеду еще раз!»

С точки зрения величины поэтического
(но не рекламного) дарования, можно сравнить вышеприведенные «вирши»
со строками Маяковского:

С помощью Резинотреста

                               мне везде сухое место

Нигде, кроме как

                               в Моссельпроме

Стой! Ни шагу мимо!

Бери

          папиросы

                            «Прима».

Выкуришь 25 штук –

совершенно безвредно:

           фильтрующий мундштук.

Хорошие стихи запоминаются быстро и
надолго.

***

Использование любого художественного

приема должно быть оправдано. Иначе он не только окажется
неэффективным, но и ухудшит восприятие. Потребитель может не понять
оригинального смысла («фишка»), погрузиться в ненужные ассоциации
(«Москва без «Зила» – что поплавок без грузила»), улыбнуться там,
где все очень серьезно («Если налоги стали Вам сниться, в
«Партнерство Аудиторов» Вам нужно обратиться»).

В различных тестах используются
практически все виды художественных приемов, однако с разной
частотой. Литературный и медиакопирайтинг чаще всего обращаются к
средствам, усиливающим образность, выразительность языка. Например,
И. Эренбург почти постоянно пользуется короткой, бьющей фразой,
параллелизмом, иронией. Причем все эти приемы и средства выражения
не рассыпаны по тексту, нередко присутствуют в одном абзаце, в одной
мысли, оформленной в нескольких предложениях: «Мистер Форд встал. Он
говорит отчетливо и торжественно, как воскресный проповедник. У него
высокий лоб и высокое призвание».

 В деловых и рекламных текстах общее
количество художественных приемов должно быть ограничено. Иначе
возникнет определенный образный шум, отвлекающий читателя от сути
текста. Стоит еще раз повторить, что лучший объект применения
художественных приемов в рекламных и деловых текстах – заголовок,
слоган, кода.

В работе над художественными приемами
пригодятся различные словари: синонимов, антонимов, омонимов, рифм,
идеографический, фразеологический, фразеологических синонимов,
цитат, поговорок, крылатых выражений, русского сленга,
англо-русский, фразеологический и т.д. Но пользоваться словарем
следует лишь как вспомогательным средством. Не стоит отыскивать в
словаре прием, ударное слово или крылатую фразу, а затем прилаживать
к ним текст.

Более подробную информацию на
эту тему можно найти в книге А. Назайкина

«Современные копирайтинг. Как создавать тексты для
литературы, кино, рекламы, СМИ, деловых коммуникаций, PR и SEO»

Хочешь
стать настоящим копирайтером?
Пройди
обучение на программе профессиональной подготовки «Современный
копирайтинг»
и предъяви работодателю высокие профессиональные
навыки! А также диплом МГУ имени М.В.Ломоносова…

Не опоздай к началу занятий!

Жми!

Что такое рифма и как она воздействует на человека?

  • Если поэтические строки оканчиваются сходными за звучанием словами, то это называется рифмой. У этого термина греческое происхождение, говорящее о соразмерности, ритмичности. Рифмованными словами обозначаются границы строк, а парами рифм оканчиваются стихотворные строфы.
  • Если рассматривать рифму с психологической стороны, то можно сказать, что воздействует она на человека двумя разными способами – формой и содержанием.
  • В стихотворной речи вступает в силу новая закономерность, которая более легко, чем проза, воспринимается на слух. Может показаться, что стихотворные строфы разделяются между собой, но, тем не менее, это не так, созвучие их объединяет в единое целое. Рифма очень схожа с ритмом, который способствует расчленению стихотворных единиц. Однако рифмой придается им еще и поэтическая созвучность, в которой и заключается художественное воздействие на человека.


Рифмы

  • Рифма объединяет отдельные представления и связывает между собой ритмические ряды стихотворения. И если слушатель, либо читатель, попадает в унисон настроению человека, написавшего поэтические строки, то тогда, уловив ожидаемую рифму, он способен искренне наслаждаться ею.
  • На бессознательном уровне вторая рифма вызывает в нашей памяти первое рифмующее слово – так закрепляется содержание стихотворения и его внутренние связи. От поэта требуется рифмовка значительных слов стихотворения, так как бессодержательными и незначительными словами можно попросту «убить» произведение. Человек в таком случае испытает разочарование и неудовлетворенность. Также не должно часто повторяться одно и то же слово в окончании рифмующихся строф, ведь у рифмы иная цель – соединить разное, а не повторять одно и то же.
  • Рифма выступает как элемент, долженствующий связать воедино несколько разрозненных представлений, поэтому расстояние между двумя рифмами не стоит делать чересчур большим. У сознания ведь тоже есть свои границы, и оно попросту может рифму и не заметить. Если взглядом еще можно выхватить рифму и на больших расстояниях, то ухом ее уловить довольно трудно.

По положению в строфе

Помимо того что рифма может располагаться где угодно, она еще может и прыгать по строфам. Для того чтобы наглядно было понятно положение созвучий, были разработаны простые формулы. Виды рифмы с примерами:

1. Смежные. В этом варианте рифмуются слова, расположенные в соседних строфах, формула выглядит так: А А Б Б. В качестве примера можно привести такие строчки:

По дороге бежала лиса

И не знала она, в какие леса.

Приведет тропинка одна,

По которой бежала она.

2. Перекрестные. Этот способ сложнее, так как рифма идет через строку, то есть А Б А Б. Многие начинающие авторы пишут именно в таком варианте сочетаний, так как такие произведения звучат намного лучше. Пример:

Вижу в ночи я звезды приветные,

Сегодня они необычно блистанные,

А сердце коробят мечты безответные

И грустные мысли безумно страданные.

3. Охватные. Еще одно название этого способа — это опоясанные. Назван он так, потому что, рифмы, находящиеся рядом, окольцовывают другие сочетания. В формуле это выглядит так: А Б Б А. Это один из самых сложных способов создания рифмы, при этом такой оборот очень нравится читателям, так как он более непривычен. Например:

Ты говоришь со мной на разных языках

Я солнце во плоти, а ты лишь холод.

Я тот герой, кто вечно молод,

А ты — песок на мертвых берегах.

На самом деле, определить вид рифмы бывает очень сложно. А все потому, что профессиональные поэты любят использовать сразу несколько вариантов сочетания для придания нужного образа.

Как определить размер стихотворения

Метод 1. Скандирование

Допустим, требуется определить размер этого текста: 

Самый простой способ определить стихотворный размер этого отрывка — проскандировать его как детскую считалку или кричалку на стадионе. Нужно абстрагироваться от расположения ударений в каждом слове и постараться поймать общий ритм стиха. Ударные слоги можно выстукивать рукой по столу или притопывать в такт. 

как-СЕ-рдцу-ВЫ-ска-ЗАТЬ-се-БЯдру-ГО-му-КАК-по-НЯТЬ-те-БЯ

Выстукивая ритм, нетрудно заметить, что акценты приходятся на каждый второй слог. Следовательно, перед нами двусложный размер. А поскольку нечётные слоги безударные — это ямб.

Метод 2. «Ваня» 

Этот метод придуман стиховедом А.А. Илюшиным. Определить классические размеры стихов можно, соотнося его с разными формами имени Иван:

Ваня — хорей:‍«Буря мглою небо кроет» (А.С. Пушкин)Ваня-Ваня-Ваня-Ваня 

Иван — ямб:‍«И буду век ему верна» (А.С. Пушкин)Иван-Иван-Иван-Иван

Ванечка — дактиль:‍«Ранними летними росами» (А.А. Блок)Ванечка-Ванечка-Ванечка

Ванюша — амфибрахий:‍«Однажды в студёную зимнюю пору» (Н.А. Некрасов)Ванюша-Ванюша-Ванюша-Ванюша

Иоанн — анапест:‍«Я тебе принесу два кармана стрижей с маяка» (Н. Подвальный)Иоанн-Иоанн-Иоанн-Иоанн-Иоанн

Метод 3. Графический

Этот метод требует больше всего времени, зато он самый наглядный и точный. 

Для наиболее точного определения стихотворного размера рекомендуется брать отрывки не менее 6-8 строк.

Допустим, нужно определить размер следующих стихотворных строк:

Распечатаем или перепишем текст на бумагу, после чего карандашом разделим его на слоги, расставим ударения и нарисуем схему:

Я| ве|рну|лся| в мой| го|род|, зна|ко|мый| до| слёз|,‍—U—UU—UU—UU— 

До| про|жи|лок|, до| де|тских| при|пу|хлых| же|лёз|.‍UU—UU—UU—UU—

Ты| ве|рнул|ся| сю|да|, так| гло|тай| же| ско|рей|—U—UU—UU—UU—

Ры|бий| жир| ле|ни|нгра|дских| ре|чных| фо|на|рей|.—U—UU—UU—UU—

Внимательно посмотрим на схему. В большинстве случаев ударные слоги разделяются двумя безударными. Значит, перед нами трёхсложный размер. Попробуем разделить его на стопы по три слога:

—U—|UU—|UU—|UU—| UU—|UU—|UU—|UU—|—U—|UU—|UU—|UU—|‍—U—|UU—|UU—|UU—|

Большинство ударений в стопах падает на третий слог. Следовательно, это анапест.

Как не путать стихотворные размеры

Зачастую школьники легко определяют ударения и число стоп в стихах, но путаются в названиях размеров. Чтобы запомнить их, существуют мнемонические правила. Например, слово «Ямб» начинается на букву Я. Это последняя буква алфавита, а значит, и ударение в ямбе — на последний (второй) слог. По этой логике в хорее ударение падает на первый слог.

А чтобы не путаться в трёхсложных размерах, запомните слово «ДАМА»:

Д — дактиль;АМ — амфибрахий;А — анапест. 

Размеры перечислены в той же последовательности, что и ударные слоги в стопе.   

Кроме того, можно запомнить мнемоническое стихотворение В.В. Онуфриева. В нём строчка, посвящённая каждому из метров, им же и написана: 

Вовсе не сложныеРазмеры трёхсложные,Всё зависит от сильных в них мест. 

Дактиль — он первый,Второй — амфибрахий,Ну а третий уже анапест!

Рифма и её разновидности Лекция 2

Рифмой можно называть ПОВТОРЕНИЕ более или менее сходных сочетаний звуков в окончании стихотворных строк или внутри них. В русском классическом стихосложении признаком рифмы является совпадение ударных гласных, но одного такого совпадения бывает недостаточно, хотя это сочетание допустимо отнести к неточным, т.н. бедным рифмам, когда совпадают один или два звука в сочетаемых словах. Чем больше гласных и согласных звуков сочетаются или совпадают, тем более точной и богатой получается рифма. Со школьной скамьи всем известны пары сочетающихся звуков:

Гласных А-Я, Э-Е, У-Ю, О-Ё, Ы-И;

Согласных твёрдых и мягких Т-Ть, С-Сь, Р-Рь и т.д.;

Согласных глухих и звонких П-Б, Т-Д, К-Г, Ш-Ж, С-З и Х-К.

Хорошо отзываются и комбинации этих глухих-звонких по две-три пары, например: П-Т-К с Б-Д-Г; Ф-С-Ш с В-З-Ж и т.п.

По ритмическому звучанию рифмы подразделяются на следующие виды:

1) Мужская рифма (окончание строки на ударный слог), 2) Женская рифма (окончание строки на безударный слог, предшествующий – ударный), 3) Дактилическая рифма (два безударных слога после ударного в конце стихотворной строки), 4) Гипердактилическая рифма (три безударных слога после ударного в конце строки), 5) Очень редко встречающаяся гипердактилическая рифма с четырьмя безударными слогами после ударного слога в конце строки.

Внутри стихотворений все эти виды рифм могут чередоваться между собой в различных комбинациях, например, мужская и женская, мужская и дактилическая, женская и дактилическая и т.д. Встречаются и стихотворения, в которых используется только какой-нибудь один вид рифмы – сплошь мужской или только женский.

Строки в четверостишиях могут связываться четырьмя различными способами рифмовки:

1) Смежная – рифмуются рядом стоящие строки попарно, 2) Перекрёстная – рифмуются строки 1-ая с 3-ей и 2-ая с 4-ой, 3) Кольцевая – рифмуются строки 1-ая с 4-ой и 2-ая с 3-ей, 4) Сквозная – рифмуются все строки с 1-ой по 4-ую.

Сплетённая рифма – общее наименование более сложных видов рифмовки в строфах, имеющих свыше четырёх строк. Такая рифма представляет собой разнообразные комбинации четырёх ранее перечисленных способов рифмовки.

Полезно отметить, что не всегда следует строго придерживаться канонических форм и шаблонов. В поэзии, как и в любом виде искусства, ценится новизна и оригинальность, однако не мешает удостовериться, что это новое не является следствием простого отсутствия знаний основ стихосложения. Разумеется также, что не стоит по возможности пользоваться банальными, избитыми рифмами вроде: кровь-любовь, розы-слёзы-морозы и примитивными глагольными. Читать подобные стихотворения просто неинтересно.

Рифмы различаются также по точности созвучий и способам их создания:

— богатые рифмы, в которых совпадает опорный гласный звук, например, упор на звук А:

Любви, надежды, тихой славы Недолго нежил нас обман, Исчезли юные забавы, Как сон, как утренний туман.

— бедные рифмы, где частично совпадают один ударный гласный и заударные звуки;

— ассонансные рифмы, в которых совпадает только гласный ударный звук, но не совпадают согласные;

— диссонансные рифмы, где не совпадают ударные гласные, пример:

Было Социализм – Восторженное слово! С флагом, С песней Становилась слева, И сама На головы Опускалась слава.

— составная рифма, где рифмующаяся пара состоит из трёх или более слов, как во второй и четвертой строках Н. С. Гумилёва:

Ты возьмёшь в объятья меня И тебя, тебя обниму я, Я люблю тебя, принц огня, Я хочу и жду поцелуя.

— усечённая рифма, в которой имеется лишний согласный звук или звук Й (т.н. йотированная рифма) в одном из рифмующихся слов:

Мчатся тучи, вьются тучи; Невидимкою луна Освещает снег летучий; Мутно небо, ночь мутна…

Существуют и другие реже используемые приёмы рифмовки, такие как панторифма, когда рифмуются все слова в первой и последующей строке и эхо-рифма, когда вторая строка состоит из одного слова или короткой фразы, зарифмованной с первой строкой.

Ночами август ярок и прохладен, Над морем льются звёздные дожди, Зелёный свет стеклянных виноградин Горит листвы узорной посреди. Ты всех моложе, всех великолепней, Любимей всех, талантливее всех, Увенчаны легендой, мифом, сплетней Твоя судьба, твой блеск, твой сладкий грех. А с набережной пахнет эвкалиптом, Там в чебуречной общество не спит За столиком, сухим вином облитым, Где мачта бреда гнётся и скрипит. На этой мачте закипают флаги Надежд на извержение чудес, Поскольку силой накачались маги И август ночью звёзды льёт с небес. Продли блаженство, невесомость плоти, Плывя сквозь ливни звёздные времён, В оконном издавайся переплёте, Где ты любим безумно и влюблён.

Источник

Подобные черты

Поэзия состоит из слов, однако механическое сложение этих слов не дает поэтического содержания. Все дело в порядке слов, сцеплениях и созвучиях между ними. Поэзия не поддается пересказу. Даже такую простую фразу как «мама мыла раму» невозможно перевести на язык изображения. Пока у нас нет средств, чтобы передать созвучия «ма-мы-аму». Точно так же нельзя изобразить мысль, зато можно вызвать ее с помощью изображения. Но и в поэзии мысли не изображены, они возникают в процессе восприятия.
И фотография не всегда переводима на

другой язык. Материал фотографии составляют объекты реальности. Если это чисто информационная фотография, поэтическое содержание может в ней присутствовать постольку, поскольку оно присутствует в самой реальности. Задача фотографа в этом случае — зафиксировать такой момент, технически передать иллюзию реальности. Это фотография поэтическая по материалу. Зримая реальность способна в отдельные моменты спонтанно создавать ситуации, имеющие именно поэтическое содержание, — и фотография доказывает эту ее способность.

Если же материал фотографии пластически организован, а разнообразные структурные связи, возникающие как следствие такой организации (зрительные, геометрические, тональные, а также связи, буквально невидимые в изображении, — семантические), образуют сцепления и «созвучия», подобные таковым в поэтическом тексте, — тогда это фотография поэтическая по конструкции.

Неповторимому звучанию слова в поэзии соответствует столь же неповторимая «интонация» предмета (знака) в фотографии: очертания, форма, свет, фактурность и прочее. Конечно, само по себе наличие упорядоченных связей в изображении еще ни о чем не говорит, все зависит от контекста. Содержание это может быть банальным и глупым, умным и тонким, может быть литературным или каким-то другим, а в отдельных случаях — поэтическим.

Иногда говорят: главное в музыке — это неслышимое, в пластическом искусстве — невидимое и неосязаемое. Говорят и так: искусство — это попытка выразить невыразимое. Насколько это приложимо к искусству фотографии?

Если фотограф сознательно отказывается от сюжета, от поиска символических деталей, если о его снимках говорят «да здесь же ничего нет», — в этом «ничего» может быть очень и очень многое. Все зависит от таланта и вкуса. Стихи, как известно, растут из некоего сора, «не ведая стыда». Не следует ли и фотографии искать поэтическое не в фиксации исключительных событий, а в привычном и будничном? Такая тихая и немногословная фотография переходит от рассказа к показу, от очевидного к невидимому, от фиксации к анализу, от поверхности факта к глубине размышления. Именно она и может быть в чем-то главном близка поэзии.

Александр Лапин. «Велосипедисты»

Виды рифмовки

Это последний момент, на который стоит обратить внимание в данной статье. Момент очень важный и нужный

Итак,

Смежная рифмовка

– способ самый простой и распространённый. Тут рифмуются каждые две строки. Пример смежной рифмовки:

Я тебя сегодня полюбила,

Я про горе прошлое забыла,

Я поверила сегодня в яркий свет,

Я нашла потерянный ответ.

Перекрёстная рифмовка

В этом случае мы рифмуем первую строку с третьей, а вторую с четвёртой. Пример перекрёстной рифмовки:

Мне недалеко уйти пришлось:

Я забыла собственное сердце.

Жаль, что прошлое когда-то не сбылось,

Жаль, что сломаны заветные все дверцы.

Кольцевая рифмовка

действует, как змея, которая держит во рту собственный хвост: мы сочетаем первую строки с четвёртой, а вторую с третьей. Пример кольцевой рифмовки:

Я обошла давно весь свет.

Тебя ли я в нём потеряла?

Себя ли я тогда искала?

Я не могу найти ответ.

Сплетённая рифмовка

– это самый сложный и запутанный случай. Встречается редко, но тем не менее… В строфе из шести строк, например, мы сочетаем их в таком порядке. Например, первую с четвёртой, вторую с пятой, а третью с шестой. Пример сплетённой рифмовки:

Никто не заставлял тебя страдать,

Качаться, словно тонкая рябина

И плакать, будто всё прошло,

Ведь нам от жизни стоит брать,

То, что даётся прямо в спину,

И то, что нам с судьбой пришло.

Может, вариант достаточно наивный, зато хорошо демонстрирует то, о чём идёт речь.

Итак, мы и подошли к концу нашего теоретического монолога. Не забываем о том, что стихотворение – это всё-таки произведение искусства, поэтому продумывать его стоит до мелочей. А рифма – это очень и очень важная мелочь! Успехов!

Источник

По характеру звучания

Нет плохого или хорошего словозвучия, есть только следующие виды рифмы:

  1. Точные и приблизительные. Иногда в рифмующихся словах меняется только одна буква, а иногда звучание очень сложно назвать похожим. Но это не значит, что поэт является плохим и не умеет писать стихи.
  2. Богатые и бедные. Такие созвучия отличают не только буквы и ударения, но и то, какой частью речи является слово. Богатые рифмы — это те случаи, когда слоги созвучны на всем протяжении слов. В бедных формах схожи только последние буквы, например, дома — канва, иду — плыву, земли — унесли. По сути, это примитивные рифмы, которые в хорошем стихотворении не должны употребляться постоянно.
  3. Ассонансы и диссонансы. Первый вариант — это те слова, в которых все гласные совпадают, благодаря чему и образовывается рифма. Пример: поза — мода, свет — крест, разговоры — пароходы. Диссонантный вариант рифмы — это полная противоположность ассонансы, так как в данном случае созвучие должно состоять из одинаковых частей слова. Например: разница — узница, яблоко — облако, кровать — воровать и так далее.

На самом деле, это неполный ответ на вопрос: «Какие виды рифм различают по характеру звучания?» Можно выделить еще несколько созвучий, которые довольно часто использовали поэты всех времен. Например, составные рифмы и рифмы, основанные на тавтологии, неравносложные созвучия и разноударные слова.

Рифма в литературе: виды рифм

Всем профессиональным поэтам известно, что рифмы различаются между собой:

  • Количеством совпадающих звуков (точная или неточная рифма). Рифма бывает точной (при совпадении большинства звуков в словах, например: дружок – кружок), либо же неточной (когда фонемах мало совпадений: кружок – медок).
  • Числом слов, которые входят в состав рифмующихся словосочетаний (простая или сложная рифма). Простой рифмой можно назвать рифмовку отдельных слов (грибок – зубок). Если рифмовать группу слов (на ноге – в очаге) или единственное слово и группу слов (цветы – будешь ты), то эта рифма составная или сложная.
  • Общим количеством слогов (равносложная или неравносложная рифма). Если в паре рифм каждое слово состоит из одинакового числа слогов (ма-ма – да-ма), то такая рифма называется равносложной; если из разного (ма-ма – те-ле-грам-ма) – то неравносложной;
  • Ударным слогом (речь идет о мужской, женской или дактилической рифме). Если рифмуемые слова имеют ударение на последнем слоге (привЕт – отвЕт), то это – мужская рифма; на предпоследнем (размОлот – закОлот) – женская; на третьем и дальше  (окрУжение – обнарУжение) – дактилическая;
  • Фонетическими особенностями (мы говорим об усеченной, замещенной или йотированной рифме). Усеченная рифма – это когда в слове происходит усечение звука либо слога (весело – слов). Рифма удерживается ударным слогом «ло», а концовка выпадает. В йотированной форме также присутствует усеченная рифма, только в ней «исчезает» буква «й» в конце одного парного слова (дно – заводной). Замещение предполагает изменение в слове одного звука на другой — в его начале (ночка – точка), средине (стая – свая) либо конце (забор – забой).


По видам

История возникновения понятия «рифма»


Возникла еще в древних письменах

  • В шумерских, аккадских и раннеиндийских эпических поэмах встречаются ритмически структурированные произведения, однако в них отсутствуют рифмующиеся строки. Ритмика и звукопись присутствовали также и в произведениях дохристианской Греции, но и в них не было рифмы.
  • Учеными был сделан вывод, что китайцы стали первооткрывателями полноценной системы рифм. Великий Конфуций составил сборник под названием «Шицзин», в который вошло более 300 поэтических произведений Древнего Китая.
  • Звучит рифма и в древнейшей арабской поэзии — еще в доисламском периоде кочевые народы использовали ее в своих песнях.
  • Широко распространилась рифма в раннем восточном средневековье: в III-VII веках возникли и быстро совершенствовались рифмованные двустишия.
  • Со временем эта восточная традиция перекинулась и в западные страны, и рифмами запестрела вначале раннехристианская, а позже монастырская европейская культура. Вскоре «правильным» стихосложением многие европейцы стали считать обязательное наличие рифмы.
  • На Руси рифмовался народный стих – так называемый раешник, но более древние письменные памятники – воинские повести, былины и сказания рифм в своих текстах не содержали. Рифма вошла в культуру Руси вместе с крещением; светская же литература обогатилась рифмованными строками только в IVI-IVII веках.

функция

Одна из функций рифмы в стихотворении — раскрыть структуру рифм в дополнение к метрической структуре слогов и, таким образом, связать эти два уровня восприятия с более высоким, более сложным уровнем. Таким образом, рифма не только используется для структурирования, но и сама структура рифмы формирует собственное эстетическое измерение лирики.

Поэзия имеет музыкальное измерение. Идентичный звук можно сравнить с фонетической идиомой, которая позволяет вернуться к исходной точке или начать с нее (см. Каденцию ). Это льстит уху и, согласно эстетическому принципу единства в разнообразии, особенно убедительно, когда рифмующиеся слова сильно различаются по своим значениям и коннотациям . Как отзвук мысли, рифмующиеся слова часто имеют особое значение для смысла поэзии. Карл Краус считал, что чем большее сопротивление ему приходится преодолевать, тем выше должна быть рифма, будь то односложное слово, рифмованное с многосложным словом, или два рифмующихся слова из разных лингвистических сфер.

Рифмы также легче запоминать, поэтому пословицы , погодные правила , мнемоника , рекламные слоганы и тому подобное часто имеют форму рифмы. Таким образом, рифмовка сообщений также имеет прагматическое применение, например Б. со странствующими певцами Средневековья и Возрождения для передачи сообщений.

Конечная рифма отмечает конец строки и связывает отдельные строки друг с другом. Эта функция особенно важна во французских стихотворениях, в которых стих определяется только количеством слогов (например, двенадцать или тринадцать слогов в александрийском языке ).

Спондей и пиррихий

Стихотворений, в которых все ударения находились бы исключительно на «правильных» местах, практически не существует. Убедимся в этом на примере начала поэмы А.С. Пушкина «Евгений Онегин», написанной ямбом. Разделим отрывок на слоги и расставим ударения во всех словах:

«Мой| дя|дя| са|мых| че|стных| пра|вил|,‍— — U — U — U — U

Ко|гда| не| в шу|тку| за|не|мог»‍U — U — U U U —

В конце второй строки место ударного слога занято безударным: «зане|мог» (UU|—). Такое отступление от размера называется пиррихий.

Пиррихии и спондеи встречаются почти в каждом стихотворении, но определить стихотворный размер они не мешают. Когда мы читаем стихи, наша речь подчиняется заложенному в произведении ритму, и небольших отступлений от него мы, как правило, не замечаем. Если произнести строчки из примера вслух, можно ощутить, что ударение на слове «мой» немного проглатывается, а в слове «занемог» будто бы образуется побочное ударение на первом слоге.       

Учите литературу вместе с домашней онлайн-школой «Фоксфорда»! По промокоду LITERA5112021 вы получите бесплатный недельный доступ к курсу литературы за ваш класс.

Стихотворные рифмы

Если вы нащупали в себе тягу к поэтическому творчеству и прочитали предыдущую статью, то пора переходить к внутрицеховым основам. Впрочем, мы уже говорили о том, как писать стихи в этой статье и, соответственно, имеем общее представление о рифме и рифмовке в целом. Теперь же попытаемся несколько глубже раскрыть эту поэтическую алхимию.

Итак, начнём с рифмы. Для каждого поэта слово «рифма» священна. Она используется почти во всех поэтических строках, за исключением редких форм стихотворения. Например, верлибра. И часто именно от рифмы во многом будет зависеть успех произведение, его основная мысль и передаваемое чувство

Ведь все ключевые слова выносятся в конец строки, дабы читатель обратил на них внимание. Достаточно часто мне приходилось слышать от читателей-дилетантов: «Да ведь тут нет совсем рифмы

Стихотворение плохое»

Конечно, столь плоско мыслить нельзя, но зато это ярко демонстрирует ту важность и ценность, которую играет рифма. Ведь пишем мы, начинающие авторы, всё-таки для народа

Для разного народа.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Область фото
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Что такое рифма в литературе, рифмующиеся слова, виды рифм?

Что такое рифма и как она воздействует на человека?

  • Если поэтические строки оканчиваются сходными за звучанием словами, то это называется рифмой. У этого термина греческое происхождение, говорящее о соразмерности, ритмичности. Рифмованными словами обозначаются границы строк, а парами рифм оканчиваются стихотворные строфы.
  • Если рассматривать рифму с психологической стороны, то можно сказать, что воздействует она на человека двумя разными способами – формой и содержанием.
  • В стихотворной речи вступает в силу новая закономерность, которая более легко, чем проза, воспринимается на слух. Может показаться, что стихотворные строфы разделяются между собой, но, тем не менее, это не так, созвучие их объединяет в единое целое. Рифма очень схожа с ритмом, который способствует расчленению стихотворных единиц. Однако рифмой придается им еще и поэтическая созвучность, в которой и заключается художественное воздействие на человека.

Рифмы

  • Рифма объединяет отдельные представления и связывает между собой ритмические ряды стихотворения. И если слушатель, либо читатель, попадает в унисон настроению человека, написавшего поэтические строки, то тогда, уловив ожидаемую рифму, он способен искренне наслаждаться ею.
  • На бессознательном уровне вторая рифма вызывает в нашей памяти первое рифмующее слово – так закрепляется содержание стихотворения и его внутренние связи. От поэта требуется рифмовка значительных слов стихотворения, так как бессодержательными и незначительными словами можно попросту «убить» произведение. Человек в таком случае испытает разочарование и неудовлетворенность. Также не должно часто повторяться одно и то же слово в окончании рифмующихся строф, ведь у рифмы иная цель – соединить разное, а не повторять одно и то же.
  • Рифма выступает как элемент, долженствующий связать воедино несколько разрозненных представлений, поэтому расстояние между двумя рифмами не стоит делать чересчур большим. У сознания ведь тоже есть свои границы, и оно попросту может рифму и не заметить. Если взглядом еще можно выхватить рифму и на больших расстояниях, то ухом ее уловить довольно трудно.

По характеру звучания

Нет плохого или хорошего словозвучия, есть только следующие виды рифмы:

  1. Точные и приблизительные. Иногда в рифмующихся словах меняется только одна буква, а иногда звучание очень сложно назвать похожим. Но это не значит, что поэт является плохим и не умеет писать стихи.
  2. Богатые и бедные. Такие созвучия отличают не только буквы и ударения, но и то, какой частью речи является слово. Богатые рифмы — это те случаи, когда слоги созвучны на всем протяжении слов. В бедных формах схожи только последние буквы, например, дома — канва, иду — плыву, земли — унесли. По сути, это примитивные рифмы, которые в хорошем стихотворении не должны употребляться постоянно.
  3. Ассонансы и диссонансы. Первый вариант — это те слова, в которых все гласные совпадают, благодаря чему и образовывается рифма. Пример: поза — мода, свет — крест, разговоры — пароходы. Диссонантный вариант рифмы — это полная противоположность ассонансы, так как в данном случае созвучие должно состоять из одинаковых частей слова. Например: разница — узница, яблоко — облако, кровать — воровать и так далее.

На самом деле, это неполный ответ на вопрос: «Какие виды рифм различают по характеру звучания?» Можно выделить еще несколько созвучий, которые довольно часто использовали поэты всех времен. Например, составные рифмы и рифмы, основанные на тавтологии, неравносложные созвучия и разноударные слова.

Стихотворные рифмы

Если вы нащупали в себе тягу к поэтическому творчеству и прочитали предыдущую статью, то пора переходить к внутрицеховым основам. Впрочем, мы уже говорили о том, как писать стихи в этой статье и, соответственно, имеем общее представление о рифме и рифмовке в целом. Теперь же попытаемся несколько глубже раскрыть эту поэтическую алхимию.

Итак, начнём с рифмы. Для каждого поэта слово «рифма» священна. Она используется почти во всех поэтических строках, за исключением редких форм стихотворения. Например, верлибра. И часто именно от рифмы во многом будет зависеть успех произведение, его основная мысль и передаваемое чувство

Ведь все ключевые слова выносятся в конец строки, дабы читатель обратил на них внимание. Достаточно часто мне приходилось слышать от читателей-дилетантов: «Да ведь тут нет совсем рифмы

Стихотворение плохое»

Конечно, столь плоско мыслить нельзя, но зато это ярко демонстрирует ту важность и ценность, которую играет рифма. Ведь пишем мы, начинающие авторы, всё-таки для народа

Для разного народа.

Подобные черты

Поэзия состоит из слов, однако механическое сложение этих слов не дает поэтического содержания. Все дело в порядке слов, сцеплениях и созвучиях между ними. Поэзия не поддается пересказу. Даже такую простую фразу как «мама мыла раму» невозможно перевести на язык изображения. Пока у нас нет средств, чтобы передать созвучия «ма-мы-аму». Точно так же нельзя изобразить мысль, зато можно вызвать ее с помощью изображения. Но и в поэзии мысли не изображены, они возникают в процессе восприятия.
И фотография не всегда переводима на

другой язык. Материал фотографии составляют объекты реальности. Если это чисто информационная фотография, поэтическое содержание может в ней присутствовать постольку, поскольку оно присутствует в самой реальности. Задача фотографа в этом случае — зафиксировать такой момент, технически передать иллюзию реальности. Это фотография поэтическая по материалу. Зримая реальность способна в отдельные моменты спонтанно создавать ситуации, имеющие именно поэтическое содержание, — и фотография доказывает эту ее способность.

Если же материал фотографии пластически организован, а разнообразные структурные связи, возникающие как следствие такой организации (зрительные, геометрические, тональные, а также связи, буквально невидимые в изображении, — семантические), образуют сцепления и «созвучия», подобные таковым в поэтическом тексте, — тогда это фотография поэтическая по конструкции.

Неповторимому звучанию слова в поэзии соответствует столь же неповторимая «интонация» предмета (знака) в фотографии: очертания, форма, свет, фактурность и прочее. Конечно, само по себе наличие упорядоченных связей в изображении еще ни о чем не говорит, все зависит от контекста. Содержание это может быть банальным и глупым, умным и тонким, может быть литературным или каким-то другим, а в отдельных случаях — поэтическим.

Иногда говорят: главное в музыке — это неслышимое, в пластическом искусстве — невидимое и неосязаемое. Говорят и так: искусство — это попытка выразить невыразимое. Насколько это приложимо к искусству фотографии?

Если фотограф сознательно отказывается от сюжета, от поиска символических деталей, если о его снимках говорят «да здесь же ничего нет», — в этом «ничего» может быть очень и очень многое. Все зависит от таланта и вкуса. Стихи, как известно, растут из некоего сора, «не ведая стыда». Не следует ли и фотографии искать поэтическое не в фиксации исключительных событий, а в привычном и будничном? Такая тихая и немногословная фотография переходит от рассказа к показу, от очевидного к невидимому, от фиксации к анализу, от поверхности факта к глубине размышления. Именно она и может быть в чем-то главном близка поэзии.

Александр Лапин. «Велосипедисты»

Как должны рифмоваться слова?


Рифмы

  • Рифма также держится и на ударных слогах в звуковом облике слов – они должны непременно совпадать. Помните, как в сказке Носова Незнайка, пытаясь постичь поэтическое мастерство, придумал слово рифмующиеся со словом «веник» — «пряник». Но то, что у этих обоих слов есть окончания — «ник», еще не говорит о наличии рифмы, ведь в них стоят совершенно разные ударные гласные. Для полной ясности можно подобрать рифмующиеся слова, которые рифмовались бы со словом «веник» — это ценник, медик, темник, пленник, и даже тренинг – этот ряд можно продолжать дальше, ведь все зависит от вашей фантазии.
  • А еще помнится из детства, как слово «пакля» Незнайка зарифмовал со словами «рвакля» и «жмакля» — все правильно, они рифмуются. Только вот беда, таких слов просто не существует в природе. А вот пакля – птеродактиль вполне можно зарифмовать.


Рифмование

О способах рифмовки

  • Классическое стихосложение представляет собой тексты, как бы разделенные четверостишиями – эта строфика наиболее распространена в поэтической русской литературе.
  • Строки с рифмами поэты имеют право располагать в четверостишиях, используя параллельный (парный), кольцевой (опоясывающий) и перекрестный приемы.

Примеры всех 3 видов четверостиший:


Рифмовка

Обычно в одном стихотворении не используют все виды рифмовки – это очень сложно, особенно для начинающих поэтов. Но истинному гению все по плечу: примером тому может послужить пушкинский роман «Евгений Онегин», в котором знаменитый автор применил собственноручно придуманный им новый вид строфы с тремя четверостишиями — им использовались разные виды рифмовки, а итоговое двустишие их венчало. Со временем созданная Пушкиным строфа стала называться «онегинской».

Нынешние поэты все чаще стали прибегать к белым стихам, или, как их еще называют, верлибрам – в них существует ритм, а рифма обычно не используется.

Интересные статьи на сайте:

По положению в строфе

Помимо того что рифма может располагаться где угодно, она еще может и прыгать по строфам. Для того чтобы наглядно было понятно положение созвучий, были разработаны простые формулы. Виды рифмы с примерами:

1. Смежные. В этом варианте рифмуются слова, расположенные в соседних строфах, формула выглядит так: А А Б Б. В качестве примера можно привести такие строчки:

По дороге бежала лиса

И не знала она, в какие леса.

Приведет тропинка одна,

По которой бежала она.

2. Перекрестные. Этот способ сложнее, так как рифма идет через строку, то есть А Б А Б. Многие начинающие авторы пишут именно в таком варианте сочетаний, так как такие произведения звучат намного лучше. Пример:

Вижу в ночи я звезды приветные,

Сегодня они необычно блистанные,

А сердце коробят мечты безответные

И грустные мысли безумно страданные.

3. Охватные. Еще одно название этого способа — это опоясанные. Назван он так, потому что, рифмы, находящиеся рядом, окольцовывают другие сочетания. В формуле это выглядит так: А Б Б А. Это один из самых сложных способов создания рифмы, при этом такой оборот очень нравится читателям, так как он более непривычен. Например:

Ты говоришь со мной на разных языках

Я солнце во плоти, а ты лишь холод.

Я тот герой, кто вечно молод,

А ты — песок на мертвых берегах.

На самом деле, определить вид рифмы бывает очень сложно. А все потому, что профессиональные поэты любят использовать сразу несколько вариантов сочетания для придания нужного образа.

Рифма типы рифмы способы рифмовки

Рифма и ее разновидности

Раньше в школьном курсе литературы обязательно изучали основные способы рифмовки, чтобы дать знание о том разнообразии положения в строфе рифмующихся пар (и более) слов, что должно быть подспорьем любому, хоть раз в жизни пишущему стихи. Но все забывается, и основная масса авторов как-то не спешит разнообразить свои строфы.

Смежная — рифмовка смежных стихов: первого со вторым, третьего с четвертым (аабб) (одинаковыми буквами обозначаются рифмующиеся друг с другом окончания стихов).

Это наиболее распространенная и очевидная система рифмовки. Этот способ подвластен даже детям в детском саду и имеет преимущество в подборе рифм (ассоциативная пара появляется в уме сразу же, она не забивается промежуточными строками). Такие строфы обладают большей динамикой, быстрейшим темпом прочтения.

Следующий способ — перекрестная рифмовка — пришелся по душе также большому количеству пишущей публики.

Перекрестная — рифмовка первого стиха с третьим, второго — с четвертым (абаб)

Хоть схема такой рифмовки с виду как бы чуть сложнее, но она более гибка в ритмическом плане и позволяет лучше передать необходимое настроение. Да и учатся такие стихи проще — первая пара строк как бы вытягивает из памяти вторую, рифмующуюся с ней пару (в то время, как при предыдущем способе все распадается на отдельные двустишия).

Третий способ — кольцевая (в других источниках — опоясанная, охватная) — уже имеет меньшее представительство в общей массе стихотворений.

Кольцевая (опоясанная, охватная) — первый стих — с четвертым, а второй — с третьим.(абба)

Такая схема может даваться начинающим несколько сложнее (первая строка как бы затирается последующей парой рифмующихся строк).

И наконец, сплетенная рифма имеет множество схем. Это обще наименование сложных видов рифмовки, например: абвабв, абввба и др.

В заключение полезно отметить, что не всегда следует так уж жестко, строго и догматично придерживаться неких канонических форм и шаблонов, ведь, как и в любом виде искусства, в поэзии всегда есть место оригинальному. Но, все же, прежде чем кидаться в безудержное придумывание чего-то нового и не совсем изведанного, всегда не мешает удостовериться, что ты все-таки знаком и с основными канонами.

Портал Стихи.ру предоставляет авторам возможность свободной публикации своих литературных произведений в сети Интернет на основании пользовательского договора. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора, к которому вы можете обратиться на его авторской странице. Ответственность за тексты произведений авторы несут самостоятельно на основании правил публикации и законодательства Российской Федерации. Данные пользователей обрабатываются на основании Политики обработки персональных данных. Вы также можете посмотреть более подробную информацию о портале и связаться с администрацией.

Ежедневная аудитория портала Стихи.ру – порядка 200 тысяч посетителей, которые в общей сумме просматривают более двух миллионов страниц по данным счетчика посещаемости, который расположен справа от этого текста. В каждой графе указано по две цифры: количество просмотров и количество посетителей.

Все права принадлежат авторам, 2000-2021. Портал работает под эгидой Российского союза писателей. 18+

Источник

Основные отличия

Сначала необходимо остановиться на двух уникальных феноменах фотографического творчества, абсолютно невозможных не только в случае поэзии, но и в любом другом виде классического искусства. В создание фотографического произведения почти всегда вмешивается случай. Причем, это происходит со всеми: и с начинающим фотографом, и с большим мастером. Правда, последнему «везет» гораздо чаще, ведь он неизмеримо больше работает, понимает, что делает и в состоянии оценить результат.

Второй феномен — следствие первого. Только в фотографии любой фотолюбитель, если ему сильно повезет, может сделать снимок, столь же ценный в художественном отношении, как и работа фотографа-художника. Но, увы, скорее всего шедевр пропадет: наш гипотетический фотолюбитель просто не сможет понять, что же у него получилось. Однако если найдется некто, обладающий вкусом пониманием, иначе говоря, — эксперт, который сумеет оценить подобный «подарок судьбы», — уникальный снимок будет сохранен для людей. В этом случае, кстати, возникает интересный вопрос: кто же автор шедевра — эксперт или тот, кто нажал на кнопку, а потом не смог по достоинству оценить снимок 1.

Все это не отменяет существование фотографического искусства, просто это искусство особого рода, со своей спецификой. Фотография в большей степени, чем другие искусства зависит от реальности, что отнюдьне преуменьшает роль человека, автора. Его творчество реализуется по-другому, иначе, чем в классическом искусстве.

Искусство фотографии существует потому, что сама реальность спонтанно создает некие моменты истины и красоты. Задача фотографа — интуитивно откликнуться и запечатлеть такой уникальный момент. Ситуацию, когда автор зачастую не в состоянии предугадать, что у него получится, трудно себе представить в каком-то другом искусстве, кроме фотографии, разве только еще в поэзии. Стихи возникают спонтанно, стихи рождаются в подсознании из случайно услышанного слова или промелькнувшего созвучия. Поэт часто бывает медиумом, связующим звеном между чем-то неосязаемым (не представимым) и листом бумаги. И фотография чаще всего рождается спонтанно, по воле случая. Она складывается из невообразимого количества слагаемых, которые «встречаются» в один единственный момент времени и создают гармоничную картину, полную взаимосвязей и нюансов.
Поэты бывают медиумами или создателями. Фотограф, работающий репортажным методом (без режиссуры, вмешательства в происходящее), всегда медиум. Он откликается на происходящее, но не создает его. В таком случае фотограф, если говорить о фотографии как искусстве (не искусстве фотографирования, а именно искусстве, без указания технологии создания произведения), — тоже всего лишь связной между хаосом зрительной реальности и листом фотобумаги.

Нельзя сказать: «Я сделал этот снимок».

Фотографу всего лишь удается зафиксировать некий момент: «И потом на пленке я увидел такое, чего не мог себе представить, мне повезло».
Методика работы фотографа учитывает влияние случайности: он снимает много, очень много, затем из тысячи кадров, изображений, которые рождены игрой света и тени в его камере, выбирается один единственный и говорится: «Вот то, что я искал, это и есть правда, это и есть красота».
Если применить подобную практику к работе поэта, получится примерно следующий процесс: можно написать отдельные слова на бумажках, подбрасывать их в воздух и смотреть, какие фразы и сочетания получатся при падении, а потом снова и снова бросать бумажки в воздух. Вполне вероятно, что какие-то идеи, зацепки со временем появятся. Конечно, это будет всего лишь полуфабрикат, и с ним еще надо работать.
Но и негатив, кадрик на пленке, тоже полуфабрикат для фотографа, работа только начинается: осмысление, анализ, реализация возможностей негатива на отпечатке. Очень непроизводительный труд? Конечно. Фотограф, работающий на улице, снимает до 20 пленок в день, это примерно 700 кадров, из них, быть может, один-два останутся для рассмотрения. А если при такой работе в течение года в его коллекции появятся несколько работ высокого уровня — это большая удача. Такова специфика, и с этим ничего не поделаешь. А кроме того, эти несколько кадров, они того стоят.

Как определить размер стихотворения

Метод 1. Скандирование

Допустим, требуется определить размер этого текста: 

Самый простой способ определить стихотворный размер этого отрывка — проскандировать его как детскую считалку или кричалку на стадионе. Нужно абстрагироваться от расположения ударений в каждом слове и постараться поймать общий ритм стиха. Ударные слоги можно выстукивать рукой по столу или притопывать в такт. 

как-СЕ-рдцу-ВЫ-ска-ЗАТЬ-се-БЯдру-ГО-му-КАК-по-НЯТЬ-те-БЯ

Выстукивая ритм, нетрудно заметить, что акценты приходятся на каждый второй слог. Следовательно, перед нами двусложный размер. А поскольку нечётные слоги безударные — это ямб.

Метод 2. «Ваня» 

Этот метод придуман стиховедом А.А. Илюшиным. Определить классические размеры стихов можно, соотнося его с разными формами имени Иван:

Ваня — хорей:‍«Буря мглою небо кроет» (А.С. Пушкин)Ваня-Ваня-Ваня-Ваня 

Иван — ямб:‍«И буду век ему верна» (А.С. Пушкин)Иван-Иван-Иван-Иван

Ванечка — дактиль:‍«Ранними летними росами» (А.А. Блок)Ванечка-Ванечка-Ванечка

Ванюша — амфибрахий:‍«Однажды в студёную зимнюю пору» (Н.А. Некрасов)Ванюша-Ванюша-Ванюша-Ванюша

Иоанн — анапест:‍«Я тебе принесу два кармана стрижей с маяка» (Н. Подвальный)Иоанн-Иоанн-Иоанн-Иоанн-Иоанн

Метод 3. Графический

Этот метод требует больше всего времени, зато он самый наглядный и точный. 

Для наиболее точного определения стихотворного размера рекомендуется брать отрывки не менее 6-8 строк.

Допустим, нужно определить размер следующих стихотворных строк:

Распечатаем или перепишем текст на бумагу, после чего карандашом разделим его на слоги, расставим ударения и нарисуем схему:

Я| ве|рну|лся| в мой| го|род|, зна|ко|мый| до| слёз|,‍—U—UU—UU—UU— 

До| про|жи|лок|, до| де|тских| при|пу|хлых| же|лёз|.‍UU—UU—UU—UU—

Ты| ве|рнул|ся| сю|да|, так| гло|тай| же| ско|рей|—U—UU—UU—UU—

Ры|бий| жир| ле|ни|нгра|дских| ре|чных| фо|на|рей|.—U—UU—UU—UU—

Внимательно посмотрим на схему. В большинстве случаев ударные слоги разделяются двумя безударными. Значит, перед нами трёхсложный размер. Попробуем разделить его на стопы по три слога:

—U—|UU—|UU—|UU—| UU—|UU—|UU—|UU—|—U—|UU—|UU—|UU—|‍—U—|UU—|UU—|UU—|

Большинство ударений в стопах падает на третий слог. Следовательно, это анапест.

История возникновения понятия «рифма»

Возникла еще в древних письменах

  • В шумерских, аккадских и раннеиндийских эпических поэмах встречаются ритмически структурированные произведения, однако в них отсутствуют рифмующиеся строки. Ритмика и звукопись присутствовали также и в произведениях дохристианской Греции, но и в них не было рифмы.
  • Учеными был сделан вывод, что китайцы стали первооткрывателями полноценной системы рифм. Великий Конфуций составил сборник под названием «Шицзин», в который вошло более 300 поэтических произведений Древнего Китая.
  • Звучит рифма и в древнейшей арабской поэзии — еще в доисламском периоде кочевые народы использовали ее в своих песнях.
  • Широко распространилась рифма в раннем восточном средневековье: в III-VII веках возникли и быстро совершенствовались рифмованные двустишия.
  • Со временем эта восточная традиция перекинулась и в западные страны, и рифмами запестрела вначале раннехристианская, а позже монастырская европейская культура. Вскоре «правильным» стихосложением многие европейцы стали считать обязательное наличие рифмы.
  • На Руси рифмовался народный стих – так называемый раешник, но более древние письменные памятники – воинские повести, былины и сказания рифм в своих текстах не содержали. Рифма вошла в культуру Руси вместе с крещением; светская же литература обогатилась рифмованными строками только в IVI-IVII веках.

Рифма в литературе: виды рифм

Всем профессиональным поэтам известно, что рифмы различаются между собой:

  • Количеством совпадающих звуков (точная или неточная рифма). Рифма бывает точной (при совпадении большинства звуков в словах, например: дружок – кружок), либо же неточной (когда фонемах мало совпадений: кружок – медок).
  • Числом слов, которые входят в состав рифмующихся словосочетаний (простая или сложная рифма). Простой рифмой можно назвать рифмовку отдельных слов (грибок – зубок). Если рифмовать группу слов (на ноге – в очаге) или единственное слово и группу слов (цветы – будешь ты), то эта рифма составная или сложная.
  • Общим количеством слогов (равносложная или неравносложная рифма). Если в паре рифм каждое слово состоит из одинакового числа слогов (ма-ма – да-ма), то такая рифма называется равносложной; если из разного (ма-ма – те-ле-грам-ма) – то неравносложной;
  • Ударным слогом (речь идет о мужской, женской или дактилической рифме). Если рифмуемые слова имеют ударение на последнем слоге (привЕт – отвЕт), то это – мужская рифма; на предпоследнем (размОлот – закОлот) – женская; на третьем и дальше  (окрУжение – обнарУжение) – дактилическая;
  • Фонетическими особенностями (мы говорим об усеченной, замещенной или йотированной рифме). Усеченная рифма – это когда в слове происходит усечение звука либо слога (весело – слов). Рифма удерживается ударным слогом «ло», а концовка выпадает. В йотированной форме также присутствует усеченная рифма, только в ней «исчезает» буква «й» в конце одного парного слова (дно – заводной). Замещение предполагает изменение в слове одного звука на другой — в его начале (ночка – точка), средине (стая – свая) либо конце (забор – забой).

По видам

Что такое стихотворный размер и зачем он нужен

Стихотворный размер — это порядок чередования ударных и безударных слогов в строке. Этот порядок создаёт особый ритм, который и отличает стихи от прозы. Чтобы убедиться в этом, обратимся к истории.

В начале XVIII века русские поэты подражали французским авторам, в стихах которых главное — это число слогов в строке. Получалось не очень складно. 

В каждой строке этого отрывка — равное количество слогов (13), но текст не воспринимается как поэзия, даже несмотря на рифмы. Дело в том, что во французском языке ударение в словах всегда падает на последний слог. Из-за этого возникает строгий ритмический порядок, а одинаковая длина строк усиливает ощущение монотонности. В русском языке ударение в словах не зафиксировано, поэтому ритм не возникает сам собой, и равенство строк по длине не спасает положение. 

В середине XVIII века на это обратили внимание ведущие литераторы того времени — В.К. Тредиаковский и М.В

Ломоносов. Опираясь на тексты народных песен, они разработали новую систему стихосложения. Она предполагает не только соразмерную длину строк, но и определённую расстановку ударений, которая задаёт ритм. 

<<Форма демодоступа>>

Сравните: 

С тех пор русская поэзия приобрела привычную нам форму.

Виды рифмовки

Это последний момент, на который стоит обратить внимание в данной статье. Момент очень важный и нужный

Итак,

Смежная рифмовка

– способ самый простой и распространённый. Тут рифмуются каждые две строки. Пример смежной рифмовки:

Я тебя сегодня полюбила,

Я про горе прошлое забыла,

Я поверила сегодня в яркий свет,

Я нашла потерянный ответ.

Перекрёстная рифмовка

В этом случае мы рифмуем первую строку с третьей, а вторую с четвёртой. Пример перекрёстной рифмовки:

Мне недалеко уйти пришлось:

Я забыла собственное сердце.

Жаль, что прошлое когда-то не сбылось,

Жаль, что сломаны заветные все дверцы.

Кольцевая рифмовка

действует, как змея, которая держит во рту собственный хвост: мы сочетаем первую строки с четвёртой, а вторую с третьей. Пример кольцевой рифмовки:

Я обошла давно весь свет.

Тебя ли я в нём потеряла?

Себя ли я тогда искала?

Я не могу найти ответ.

Сплетённая рифмовка

– это самый сложный и запутанный случай. Встречается редко, но тем не менее… В строфе из шести строк, например, мы сочетаем их в таком порядке. Например, первую с четвёртой, вторую с пятой, а третью с шестой. Пример сплетённой рифмовки:

Никто не заставлял тебя страдать,

Качаться, словно тонкая рябина

И плакать, будто всё прошло,

Ведь нам от жизни стоит брать,

То, что даётся прямо в спину,

И то, что нам с судьбой пришло.

Может, вариант достаточно наивный, зато хорошо демонстрирует то, о чём идёт речь.

Итак, мы и подошли к концу нашего теоретического монолога. Не забываем о том, что стихотворение – это всё-таки произведение искусства, поэтому продумывать его стоит до мелочей. А рифма – это очень и очень важная мелочь! Успехов!

Источник

Рифма и её разновидности Лекция 2

Рифмой можно называть ПОВТОРЕНИЕ более или менее сходных сочетаний звуков в окончании стихотворных строк или внутри них. В русском классическом стихосложении признаком рифмы является совпадение ударных гласных, но одного такого совпадения бывает недостаточно, хотя это сочетание допустимо отнести к неточным, т.н. бедным рифмам, когда совпадают один или два звука в сочетаемых словах. Чем больше гласных и согласных звуков сочетаются или совпадают, тем более точной и богатой получается рифма. Со школьной скамьи всем известны пары сочетающихся звуков:

Гласных А-Я, Э-Е, У-Ю, О-Ё, Ы-И;

Согласных твёрдых и мягких Т-Ть, С-Сь, Р-Рь и т.д.;

Согласных глухих и звонких П-Б, Т-Д, К-Г, Ш-Ж, С-З и Х-К.

Хорошо отзываются и комбинации этих глухих-звонких по две-три пары, например: П-Т-К с Б-Д-Г; Ф-С-Ш с В-З-Ж и т.п.

По ритмическому звучанию рифмы подразделяются на следующие виды:

1) Мужская рифма (окончание строки на ударный слог), 2) Женская рифма (окончание строки на безударный слог, предшествующий – ударный), 3) Дактилическая рифма (два безударных слога после ударного в конце стихотворной строки), 4) Гипердактилическая рифма (три безударных слога после ударного в конце строки), 5) Очень редко встречающаяся гипердактилическая рифма с четырьмя безударными слогами после ударного слога в конце строки.

Внутри стихотворений все эти виды рифм могут чередоваться между собой в различных комбинациях, например, мужская и женская, мужская и дактилическая, женская и дактилическая и т.д. Встречаются и стихотворения, в которых используется только какой-нибудь один вид рифмы – сплошь мужской или только женский.

Строки в четверостишиях могут связываться четырьмя различными способами рифмовки:

1) Смежная – рифмуются рядом стоящие строки попарно, 2) Перекрёстная – рифмуются строки 1-ая с 3-ей и 2-ая с 4-ой, 3) Кольцевая – рифмуются строки 1-ая с 4-ой и 2-ая с 3-ей, 4) Сквозная – рифмуются все строки с 1-ой по 4-ую.

Сплетённая рифма – общее наименование более сложных видов рифмовки в строфах, имеющих свыше четырёх строк. Такая рифма представляет собой разнообразные комбинации четырёх ранее перечисленных способов рифмовки.

Полезно отметить, что не всегда следует строго придерживаться канонических форм и шаблонов. В поэзии, как и в любом виде искусства, ценится новизна и оригинальность, однако не мешает удостовериться, что это новое не является следствием простого отсутствия знаний основ стихосложения. Разумеется также, что не стоит по возможности пользоваться банальными, избитыми рифмами вроде: кровь-любовь, розы-слёзы-морозы и примитивными глагольными. Читать подобные стихотворения просто неинтересно.

Рифмы различаются также по точности созвучий и способам их создания:

— богатые рифмы, в которых совпадает опорный гласный звук, например, упор на звук А:

Любви, надежды, тихой славы Недолго нежил нас обман, Исчезли юные забавы, Как сон, как утренний туман.

— бедные рифмы, где частично совпадают один ударный гласный и заударные звуки;

— ассонансные рифмы, в которых совпадает только гласный ударный звук, но не совпадают согласные;

— диссонансные рифмы, где не совпадают ударные гласные, пример:

Было Социализм – Восторженное слово! С флагом, С песней Становилась слева, И сама На головы Опускалась слава.

— составная рифма, где рифмующаяся пара состоит из трёх или более слов, как во второй и четвертой строках Н. С. Гумилёва:

Ты возьмёшь в объятья меня И тебя, тебя обниму я, Я люблю тебя, принц огня, Я хочу и жду поцелуя.

— усечённая рифма, в которой имеется лишний согласный звук или звук Й (т.н. йотированная рифма) в одном из рифмующихся слов:

Мчатся тучи, вьются тучи; Невидимкою луна Освещает снег летучий; Мутно небо, ночь мутна…

Существуют и другие реже используемые приёмы рифмовки, такие как панторифма, когда рифмуются все слова в первой и последующей строке и эхо-рифма, когда вторая строка состоит из одного слова или короткой фразы, зарифмованной с первой строкой.

Ночами август ярок и прохладен, Над морем льются звёздные дожди, Зелёный свет стеклянных виноградин Горит листвы узорной посреди. Ты всех моложе, всех великолепней, Любимей всех, талантливее всех, Увенчаны легендой, мифом, сплетней Твоя судьба, твой блеск, твой сладкий грех. А с набережной пахнет эвкалиптом, Там в чебуречной общество не спит За столиком, сухим вином облитым, Где мачта бреда гнётся и скрипит. На этой мачте закипают флаги Надежд на извержение чудес, Поскольку силой накачались маги И август ночью звёзды льёт с небес. Продли блаженство, невесомость плоти, Плывя сквозь ливни звёздные времён, В оконном издавайся переплёте, Где ты любим безумно и влюблён.

Источник

Виды рифм способы рифмовки примеры

Подробнее о схемах.

РИФМОВКА – порядок чередования рифм в стихе. Основные способы рифмовки:

1.Смежная рифмовка «ААBB».

Чтоб дружбу товарищ пронёс по волнам, — Мы хлеба горбушку – и ту пополам! Коль ветер лавиной, и песня – лавиной, Тебе – половина, и мне – половина! (А. Прокофьев)

2. Перекрёстная рифмовка «АBАB».

О, есть неповторимые слова, Кто их сказал – истратил слишком много, Неистощима только синева Небесная и милосердье Бога. (А. Ахматова)

3. Кольцевая рифмовка (охватная, опоясывающая) «АBBА» Уж подсыхает хмель на тыне. За хуторами, на бахчах, В нежарких солнечных лучах Краснеют бронзовые дыни… (А. Бунин)

4. Холостая рифмовка «АВСВ». Первый и третий стих не рифмуются.

Травка зеленеет, Солнышко блестит, Ласточка с весною В сени к нам летит. (А.Н. Плещеев)

6. Смешанная рифмовка (вольная) – способ чередования и взаимного расположения рифм в сложных строфах. Наиболее известные формы: октава, сонет, рондо, терцина, триолет, лимерик и пр. Пример смешанной рифмовки:

Ревёт ли зверь в лесу глухом, Трубит ли рог, гремит ли гром, Поёт ли дева за холмом — На всякий звук Свой отклик в воздухе пустом Родишь ты вдруг. (А.С. Пушкин)

ТЕРЦИНА – ряд трёхстиший с рифмовкой ABА BCB CDC. («Божественная комедия» Данте).

Земную жизнь пройдя до половины, Я очутился в сумрачном лесу, Утратив правый путь во тьме долины.

Каков он был, о, как произнесу, Тот дикий лес, дремучий и грозящий, Чей давний ужас в памяти несу!

Так горек он, что смерть едва ль не слаще. Но, благо в нем обретши навсегда, Скажу про все, что видел в этой чаще… (А. Данте)

ЛИМЕРИК — пятистишие, написанное анапестом, с рифмовкой ААВВА. В лимериках 3 и 4 стихи имеют меньшее количество стоп, чем 1, 2 и 5.

Жил-был старичок у причала, Которого жизнь удручала. Ему дали салату И сыграли сонату, И немного ему полегчало. (Э. Лир)

ТРИОЛЕТ — восьмистишие с рифмовкой АВАА АВAB , где стихи А и В повторяются как рефрены.

Ты промелькнула, как виденье, О, юность, быстрая моя, Одно сплошное заблужденье! Ты промелькнула, как виденье, И мне осталось сожаленье, И поздней мудрости змея. Ты промелькнула, как виденье,— О, юность быстрая моя! (К. Бальмонт)

МОНОРИМ — стих, построенный на одной рифме — монорифме (АААА, АА-ВВ-СС…),редкий в европейской поэзии, но широко распространённый в классической поэзии Ближнего и Среднего Востока. К моноримам относятся: газель, касыда, месневи, фард. Пример фарда:

Тогда лишь слово в ход пустить твой долг, Когда уверен ты, что будет толк. (Саади)

РУБАИ — рифмовка в восточной поэзии по схеме ААВА.

В колыбели – младенец, покойник в гробу: Вот и всё, что известно про нашу судьбу. Выпей чашу до дна и не спрашивай много: Господин не откроет секрета рабу. (Омар Хайям)

ПАНТОРИФМА (панторим) – стих, в котором все слова рифмуются между собой.

Опьяняет смелый бег, Овевает белый снег, Режут шумы тишину, Нежат думы про весну. (В. Брюсов)

Рифмовка 4+4 («квадратная рифмовка») — рифмовка двух четверостиший по схеме: ABCD ABCD

А затем прощалось лето С полустанком. Снявши шапку, Сто слепящих фотографий — Ночью снял на память гром.

Мёрзла кисть сирени. В это Время он, нарвав охапку Молний, с поля ими трафил Озарить управский дом. (Б.Л. Пастернак)

Рифмовка 3+3 («треугольная рифмовка») — рифмовка двух трёхстиший между собой по схеме ABC ABC.

А потом мне снились горы — В белоснежных одеяньях Непокорные вершины,

И хрустальные озёра У подножий великаньих, И пустынные долины. (В. Невский)

Источник

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Область фото
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: