Плюсы и минусы формата RAW
Профессиональные фотографы выбирают именно такой вариант сохранения фотографий, так как в последующем они могут обработать их так, как нужно. JPEG такой возможности не дает. Но на этом достоинства формата RAW не заканчиваются.
- Разрядность RAW составляет от 12 до 14 бит, JPEG – 8 бит. Таким образом, пользователь получается возможность проводить большее количество манипуляций с цветовой схемой без риска получить артефакты на снимке. Особенно это заметно при попытках осветления затемненных участков на фото. Разрядность или битность многие профи предпочитают называть глубиной цвета.
- При контрастном освещении снимать в RAW удобнее, так как фотографическая широта у него на несколько ступеней выше, чем у JPEG.
- Баланс белого можно настраивать уже после съемки, то есть на компьютере пользователь сможет выбрать лучший вариант на одном снимке, а не делать много разных снимков с выставлением баланса белого для каждого из них отдельно.
- Такие параметры, как яркость, насыщенность цветов, шумы, резкость можно изменять на снимке при форматировании его на ПК.
- Во время форматирования исходник остается не тронутым, и из одного фото в RAW можно сделать множество итоговых снимков с разными настройками.
- Разные конверторы формата имеют свой механизм обработки фотографии с разным конечным результатом. Пользователь сможет выбрать программу на свой вкус, которая поможет ему получить задуманный изначально результат.
- Снимок в RAW не имеет цветового пространства, и в дальнейшем пользователь сможет самостоятельно выбрать более подходящий вариант – sRGB или Adobe RGB.
При этом есть и некоторые недостатки, которые стоит учитывать, снимая в RAW.
- Медленная обработка. При съемке в таком формате устройство долго думает над формированием изображения и может ввести начинающего пользователя в ступор.
- Большой объем. Фотографии в RAW занимают много места на карте памяти, поэтому для работы с ним нужно сразу запастись носителем с большим объемом и высокой скоростью передачи данных.
- Сложность обработки. Для того чтобы работать с RAW на компьютере, понадобится наличие специальных конверторов, что для начинающих фотографов может стать сюрпризом.
Пункты о цветовом пространстве и глубине цвета в преимуществах формата RAW требуют пояснения. Ниже мы рассмотрим, что это означает.
В чем же главные преимущества Raw перед JPEG?
Raw файл, как и предполагает его название (в переводе с английского – сырой), хранит данные, полученные с матрицы фотоаппарата, в сыром, необработанном виде. Это дает массу преимуществ в отношении качества и постобработки фотографии.
Многие воспринимают Raw файлы, как цифровой аналог старомодного пленочного негатива. Этот “современный негатив” хранит в себе большое количество информации, которая доступна в “цифровой фотолаборатории”, т.е. в соответствующих компьютерных программах, предназначенных для редактирования.
Raw-файл дает вам все исходные данные, настройки которых вы можете позже изменить без потери качества изображения. Вы можете отрегулировать резкость, контрастность, баланс белого и даже экспозицию уже после того, как отсняли материал, в этом и заключается преимущество формата Raw.
Недостатки
- RAW-файлы намного больше, чем аналогичные файлы формата JPEG, и потому быстрее заполняют карту памяти.
- Обработка RAW-файлов занимает больше времени, поскольку они могут потребовать ручной работы на каждом этапе преобразования.
- RAW-файлы часто дольше пишутся на карту памяти, что приводит к меньшему количеству кадров в секунду, чем при использовании формата JPEG.
- RAW-файлы не могут быть незамедлительно предъявлены зрителям и заказчикам, поскольку они требуют специальных программ для своей загрузки, а следовательно их сперва необходимо преобразовать в JPEG.
- RAW-файлы требуют более мощного компьютера с большим количеством оперативной памяти (RAM).
RAW против JPEG: постобработка изображений RAW против JPEG
Следующий пример включает кадр с переэкспонированным небом. Вот оригинальное изображение RAW без какой-либо последующей обработки:
Изображение с переэкспонированным небом
X-H1 + XF35mmF2 R WR @ 35 мм, ISO 200, 1/10, f / 5,6
Первая фотография ниже — это изображение в формате RAW, на котором было восстановлено небо, и произведена другая цветотональная коррекция с помощью Adobe Photoshop Lightroom. Вторая фотография претерпела те же манипуляции, но она была в формате JPG.
Фото в RAW
Фото в JPG
Как видите, исходное изображение JPEG почти не содержало данных, чтобы можно было восстановить небо, поэтому оно выглядит серым. Большая часть облака в правом верхнем углу, а также все облака слева также были переэкспонированы, и я не смог восстановить их. В дополнение ко всему этому, если вы присмотритесь, вы также обнаружите тонкие различия в других областях изображения, которые не идут в пользу JPEG.
Гуффа
Даже при сжатии с потерями файл NEF по-прежнему содержит намного больше информации, чем файл JPEG.
В файле NEF значительно больше данных на пиксель. Даже если 14-битная глубина цвета несколько уменьшится из-за сжатия, она все равно будет намного больше, чем 8-битное изображение JPEG.
Вы не увидите большой разницы между JPEG и NEF при прямом сравнении. Сжатие JPEG удаляет много информации об изображении, которая не видна на экране. Однако разница хорошо видна, если вы хотите отрегулировать экспозицию при постобработке. Затем вы увидите, что файл NEF содержит много информации о том, где изображение JPEG начинает ухудшаться.
Даже если вы сравните сжатие с потерями и без потерь в файлах NEF, это не окажет большого влияния на качество изображения. См. Http://www.diyphotography.net/12bit-vs-14bit-raw-and-compressed-vs-uncompressed-does-it-matter/
Все ли редакторы поддерживают Raw формат?
Большинство программ частично поддерживают Raw формат. Могут пригодиться в обработке программы, идущие в комплекте с вашей камерой, а последние версии таких популярных программных обеспечений, как Serif PhotoPlus, Adobe Photoshop, Photoshop Elements и Corel PaintShop Pro полностью поддерживают файлы формата Raw.
Однако, формат Raw не стандартизирован, каждый производитель использует собственную систему кодировки информации. Более того, с каждым выходом новой камеры в эту систему вносятся некоторые изменения. В связи с этим фоторедакторы должны постоянно обновляться, чтобы корректно работать с Raw файлами новейших фотокамер.
Как сжимаются изображения
Здесь давайте поговорим на примере JPEG, так как он является самым распространённым
После того как вы делаете снимок, неважно на камеру или телефон, в «бой» идёт математика и алгоритмы. Сначала изображение переводится в цветовое пространство YCbCr
Оно состоит из одного яркостного компонента и двух цветовых. Цветовые компоненты будем называть цветовыми масками.
После этого начинается ресемплинг цветовых масок. В процессе, каждые четыре рядом стоящих пикселя объединяются в один блок. От этого понижается разрешение цветовых масок, а вот яркостный компонент при этом не затрагивается, потому что при соединении всех трёх компонент обратно в изображение наш глаз более явно заметил бы потерю качества на каких-то сложных объектах — например, фигурах людей. А разницу в цвете мы ощущаем менее явно.
Следующим делом идёт процесс, в котором изображение разделяется на блоки 8×8 пикселей (затрагиваются все три компонента). В этот момент алгоритм дискретного косинусного преобразования определяет области, у которых меньше всего деталей и кодирует их меньшим количеством бит — проще говоря, заливает одним цветом. Такой областью на фотографиях, как правило, является небо.
Можете сами сравнить два снимка — слева без сжатия, справа со сжатием.
А более детализированные области 8×8 пикселей раскладываются на 64 пространственные волны. Каждый блок картинки создаётся благодаря наложению этих компонентов с разными коэффициентами. В процессе наложения, алгоритм округляет некоторые коэффициенты наложения до нуля. В этот момент теряется чёткость у мелких деталей, однако общая информация сохраняется. Потом у JPEG следуют ещё несколько этапов математического преобразования, однако основное сжатие происходит на описанных выше этапах, поэтому мы их упустим. Ну и в конце изображение после всех преобразований переводится из пространства YCbCr в RGB. Аналогичным образом работает также и сжатие видео.
После сжатия, для компенсации пониженного качества, производители смартфонов прогоняют свои фотографии через алгоритмы, которые компенсируют потери, пускай и искусственно. У изображений повышается насыщенность, резкость (sharping), применяется умная настройка экспозиции (Smart HDR) и ещё много чего другого. Это же основные моменты. Финальное изображение действительно после съёмки выглядит лучше, однако обработке оно поддаётся хуже.
Сравним, наложенную обработку на одну и ту же фотографий в RAW и JPEG и поймём разницу.
Так что кадр, сделанный в RAW сначала может выглядеть менее колоритно, зато он более податлив устранению всяких «шероховатостей». Те же шумы, как по мне, лучше убрать с той интенсивностью, которая вам больше нравится.
Кстати, чтобы определить, как сильно выбранный вами кодек сжимает данные, обращайте внимание на соотношение цифр в структуре дискретизации сигнала. Она обозначается тремя цифрами, например, 4:2:2
Первая цифра — дискретизация яркостного компонента, а две других — дискретизация цветовых масок. Максимумом здесь является значение 4, так что если у формата соотношение цифр 4:4:4, то файл будет почти без потерь. Иногда бывает и четыре цифры (4:4:4:4), но только в том случае, если у изображения или видео имеется альфа-канал.
RAW против JPEG: пример недоэкспонированного изображения
Сейчас я покажу разницу при попытке восстановить данные из RAW-изображения по сравнению с JPEG? Давайте посмотрим на первый пример:
Сильно недоэкспонированный снимок
Я снимал в ручном режиме, и выдержка была настроена под определенное освещение, и пришлось сделать кадр в более темном месте, но поправку выдержки я забыл сделать, в итоге получил вот такой недоэкспонированный кадр. Но так как я снимал в RAW и смог почти полностью восстановить детали, которые в противном случае были бы потеряны. Это был лучший кадр где изображено лицо жениха, и я не хотел потерять такой снимок. Посмотрите на фотографии внизу, первая восстановлена из RAW файла, где я сделал поправку экспозиции на 5 ступеней, вторая фотография восстановлена из JPG файла, который записывается на карту памяти параллельно с RAW. С файлом JPG я провел ту же манипуляцию, что с RAW файлом.
RAW
JPG
Как видите, разница между ними очень заметна и значительна. Восстановление изображения с помощью экспокоррекции в 5 ступеней в Lightroom, в этом случае было немного экстремальным, и я, конечно же, получил больше шума в конечном изображении, но оно все еще было вполне пригодным для использования. Теперь, если бы я снял одно и то же изображение в формате JPEG и недоэкспонировал его, я бы не смог восстановить все эти данные, и я бы не смог передать такой кадр своим клиентам.
Трудно поверить, что такое восстановление возможно с RAW-файлом, пока вы сами не попробуете. Установите камеру на RAW + JPEG, затем недоэкспонируйте изображение на несколько ступеней и посмотрите, насколько больше у вас есть потенциал восстановления с изображением RAW по сравнению с JPEG. Вы будете поражены тем, что увидите.
Суть и особенности формата RAW
Формат RAW (в переводе с английского значит «сырой») представляет собой набор чистых сигналов, полученных прямо с матрицы фотоаппарата. Это означает, что файл такого формата, строго говоря, и не является фотографией. Это своего рода негатив, который затем нужно «проявить» — выставить его параметры (экспозицию, яркость, контраст, баланс белого, резкость, насыщенность) и преобразовать в итоговый файл формата JPEG (а лучше TIFF), который уже можно будет просмотреть, отредактировать и напечатать.
То есть, в сущности, даже простая любительская камера-«мыльница», производя снимок по нашей команде, первоначально сохраняет в свою внутреннюю память именно эти самые сырые данные (прошедшие лишь автоматическую калибровочную обработку), но затем сразу же обрабатывает их по заданному алгоритму (в соответствии с выставленной программой съёмки), сохраняет и выдаёт на экран предпросмотр уже готового снимка в JPEG или TIFF.
Технически это выглядит следующим образом:
- Фотограф нажимает кнопку спуска, матрица камеры «снимает» световой поток, который преобразуется в аналоговый сигнал.
- Сигнал поступает на обработку в микропроцессор, который интерполирует данные из сенсоров, применяет выставленные пользователем (или в авторежиме) значения баланса белого, экспокоррекции, насыщенности и т.д.
- Полученные результаты конвертируются в цифровой вид и сохраняются в память камеры в JPEG или TIFF-файл.
Понятно, что после этого изменить базовые характеристики кадра вроде баланса белого или контрастности будет затруднительно, так как результаты съёмки записаны в формат, исключающий всю «лишнюю» информацию: только итоговый цвет каждой конкретной точки. Глубокая правка JPEG сродни сканированию готовой дипломной работы ради исправления одной опечатки. А вот если на руках у фотографа есть чистые исходные данные с матрицы — другое дело! Поэтому современная фототехника, как правило, умеет сохранять и их тоже — в файлы формата RAW.
Для чего это нужно? Ответ очевиден — фотограф сумеет добиться гораздо большего качества итогового изображения и получит существенно более широкое поле для творческих экспериментов, если будет конвертировать RAW вручную на мощном стационарном компьютере или ноутбуке с помощью специального
Поэтому профессионалы всегда, когда это возможно и имеет смысл, снимают именно в RAW, чтобы затем «выжать» из сырых данных максимум возможностей без потери качества изображения и при необходимости исправить некоторые допущенные при съёмке ошибки выставленных параметров. Ведь ни для кого не секрет, что даже профессионалы иногда могут упустить из виду какой-нибудь параметр — что уж говорить про обычных пользователей…
Почему недосвет лучше пересвета
Давайте на минутку забудем про то, что свет это волна, и представим его как поток частиц, а светочувствительные элементы матрицы — как своеобразные «накопители» этих частиц.
Для большей наглядности, пусть у нас идёт некий крайне неравномерный дождь, который мы ловим в квадрат 100х100 аккуратно расставленных стаканов. На момент начала экспозиции все стаканы пусты. Мы убираем крышу, которая не даёт попадать каплям в стаканы и начинается магия. Если мы закроем крышу через пять секунд — в каждом из стаканов будет какое-то своё значение накопившихся капель-фотонов. Мы можем удвоить эти значения, и получить примерно ту же «картину», но ярче и контрастнее. Таким образом «недосвеченный» кадр можно улучшить, пересчитав по определённым алгоритмам значение для каждой из точек.
А что будет, если мы уберём «крышу» всего на мгновение, а (из-за неправильных настроек камеры) световой поток, дождь, внезапно заполнит некоторые стаканы сразу до краёв? Уменьшая полученные значения, мы вместо определённых оттенков в большинстве случаев будем получать разные сорта серого: так как при переполнении светочувствительных сенсоров они регистрируют максимальное значение (белый цвет). Даже если камера регистрирует световой поток за всё время и записывает не одно значение для каждой точки, а ряд значений последовательно — из-за скорости заполнения светочувствительных сенсоров достать вменяемые данные с показателями цвета становится практически невозможно.
Пересвет на короткой выдержке практически неустраним и в этом случае RAW ведёт себя не сильно лучше, чем JPEG: данные из JPEG-картинки можно «увеличивать», осветляя полученный результат (пусть и с большими потерями качества), но совершенно бесполезно уменьшать: все светлые оттенки потеряют насыщенность и станут серыми пятнами, так как есть только их результирующий цвет, а не история накопления определённого уровня сигнала.
Насколько больше?
Цифровые зеркальные камеры, как правило, бывают 12 битными или 15 битными с уровнями яркости для каждого канала от 4000 до 16000.
В итоге получается 68,7 млрд. или 35,1 триллионов различных оттенков.
Вам может показаться, что такое количество информации просто и не нужно, но именно благодаря такому колоссальному объему данных вы можете вносить серьезные изменения в настройки контраста, экспозиции, цветового баланса в процессе редактирования и при этом избегать таких неприятных побочных эффектов, как например, постеризация.
Топовые программы по обработке способны работать в 16-битном режиме редактирования, что позволяет сохранять все данные на протяжении всего процесса обработки.
Для того чтобы распознать цвет каждый пиксель на сенсоре вашей камеры оснащен одним из трех цветовых фильтров (красный, зеленый или синий). Таким образом, один пиксель может оценить яркость только одного из основных цветов. Однако, сопоставляя значения соседствующих пикселей, можно выявить точный цвет каждого из них.
Когда вы фотографируете в JPEG, процесс распознавания цвета через соседние пиксели происходит в самой камере. Снимая в Raw, вы можете внести необходимые изменения и на компьютере уже после съемки.
Большинство камер использует фильтр цветовой модели Байера (он показан на этой картинке). В этой системе количество зеленых фильтров вдвое больше, чем красных и синих, это объясняется тем, что глаз человека более чувствителен именно к зеленому цвету.
Советы по съемке
Когда следует снимать в «сыром» формате?
- У вас есть большее количество времени для обработки фотографии.
- Вы не имеете ограничений памяти для хранения фотографий.
- У вас есть желание и уверенность в том, что вы видите и можете передать мир лучше, чем бездушный фотоаппарат.
- Вы любите глубокие длительные творческие обработки своих изображений. В этом случае избыток информации вам будет выступать в качестве вспомогательного материала.
- Вы хотите использовать все возможности фотокамеры и использовать динамический диапазон. Те объекты, которые не входят в динамический диапазон выступают или пересвеченными, или сильно затемненными, то есть лишаются всех деталей.
- Вам не нравятся снимки, полученные в формате JPEG. Вы уверены в получении лучшего качества фотографий в формате RAW.
Как включить RAW в фотоаппарате
Чтобы включить запись в RAW, нужно настроить соответствующие функции камеры.
Для этого надо:
- Зайти в раздел «Меню», найти строку «Качество изображения» и нажать «Выбор/ОК».
- В списке находятся несколько опций: RAW, Fine+Raw, Normal+RAW. Для съемки только в указанном формате следует выбрать RAW.
- Если копии кадров нужно сохранить и в формате JPEG, выбрать надо одну из двух других настроек. Чтобы сохранить качество, при сжатии рекомендуется настроить режим Fine, а для сохранения места на карте памяти камеры — Normal (эти снимки будут сжаты больше и соответственно, уменьшены в размерах с потерей качества).
Чтобы обеспечить быстрый доступ к переключению режимов, можно настроить в цифровых фотоаппаратах нужные форматы для кнопки быстрого доступа. С ее помощью можно устанавливать другой режим на отдельные снимки. Например, при съемке в JPEG возможно временно включить опцию JPEG+RAW, а при съемке в RAW — переключиться на режим Fine или Normal.
Флешка
Вы столкнулись с такой проблемой, как изменения формата на флешке на Raw? Это происходит в результате возникновения системной ошибки или сбоя, также это могло стать результатам вредоносного воздействия программ.
Проявляется это очень просто, при подключении носителя к компьютеру, он предлагает ее отформатировать. Тут главное помнить, что форматирование флешки приведет к полной потери данных, но это быстро восстановит ваше устройство.
Если в результате компьютер сообщит вам, что такая команда не допустима, можно воспользоваться специальными программами, которых довольно много на просторах интернета, правда это будет стоить денег.
Недостатки формата RAW
RAW файл должен быть проявлен. RAW-файлы требуют пост-обработки и преобразования в формат, такой как JPEG, прежде чем их можно будет нормально просматривать, что добавляет время вашему рабочему процессу фотографии.
Требуется больше места для хранения. Изображения RAW занимают гораздо больше места для хранения, чем изображения JPEG. Это означает, что на ваших картах памяти может храниться меньше изображений, а буфер камеры может быстро заполняться, что приводит к значительному снижению количества кадров в серийной съемке. Вам также потребуется больше места для хранения на вашем компьютере, чтобы сохранить все изображения RAW, которые вы наснимали.
Совместимость с форматом RAW. Файлы RAW не стандартизированы для разных производителей. Например, программное обеспечение Nikon не может читать файлы Canon и наоборот. Кроме того, не все программы просмотра и редактирования изображений могут открывать все файлы RAW. Если у вас есть новая камера, которая только что была выпущена, вам, возможно, придется подождать некоторое время, чтобы компании-разработчики догнали и обновили свое программное обеспечение, чтобы ваши файлы RAW можно было открывать и обрабатывать.
Невозможность обмена. Вам придется конвертировать файлы RAW в совместимый формат, такой как JPEG или TIFF, прежде чем вы сможете передать их своим друзьям и клиентам, поскольку у них может не быть надлежащих инструментов для их просмотра.
Больше файлов. Поскольку файлы RAW не могут быть изменены сторонним программным обеспечением, ваши настройки должны быть сохранены в отдельном дополнительном файле (XMP). Кроме того, вы, скорее всего, также будете хранить постобработанные изображения JPEG, что приведет к большему количеству файлов.
Более долгое резервное копирование. Из-за больших размеров файлов изображений RAW процедура резервного копирования занимает гораздо больше времени.
Это изображение было снято в формате RAW, а затем преобразовано в JPEG с помощью Adobe Photoshop Lightroom
Бедуины со своими верблюдами. Это изображение было снято в формате RAW и преобразовано в JPEG после небольшой обработки
NIKON Z 7 + NIKKOR Z 24-70 мм f / 4 S @ 70 мм, ISO 100, 1/2000, f / 8,0
Чем открыть файлы RAW
Чем можно открыть фотографии, которые были загружены на компьютер в формате RAW? Для начала мы будем применять на практике стандартные способы Windows открытия таких файлов, а позже рассмотрим специальные программы.
Итак, следуем инструкции. Нажимаем по RAW файлу правой кнопкой мыши и выбираем из выпадающего меню – «Открыть с помощью» (Скрин 1).
Эта функция предложит Вам открыть данный формат несколькими способами:
- с помощью Фотошоп (если есть);
- через программу Пейнт, которая открывает любые форматы файлов;
- в браузере.
Выбираем самый простой вариант – открытие формата RAW с помощью программы Paint. Просто нажимаете по ней в списке дополнительных программ Windows и фото откроется в этой программе.
Через Пейнт Вы можете поменять формат Вашего файла на другой.
Чем открыть файлы RAW в Nikon и Canon
Если Вы столкнулись с проблемой открытия файлов RAW в форматах Никон и Канон – это не проблема. Существуют специальные программы, которые открывают подобные форматы. Например, Adobe Photoshop Lightroom 3, Adobe Photoshop CS5, Nikon Capture NX.
Допустим, Вы выбрали Фотошоп. Как всегда, её нужно скачать и установить на компьютер. Затем, запускаете программу на своём компьютере. Далее, нажимаете кнопку «Файл» и «Открыть» (Скрин 2).
После этого в разделе «Все форматы» выбираете категорию формата – «Photoshop Raw (*RAW)» и загружаете туда фото с этим форматом (Скрин 3).
Затем, нажимаете кнопку «Открыть», чтобы RAW картинка была открыта в программе Фотошоп. А поскольку Nikon и Canon относятся к этому формату, то они тоже в ней откроются. Когда фотография будет открыта в программе, Вы сможете нажать на кнопку «Файл» далее, «Сохранить как» и сохранить картинку на рабочий стол компьютера под другим форматом. Например, в Jpg.
Программы для работы форматом (файлами) Raw
В Интернете есть множество Raw программ-конвертеров, которые не только могут открывать для просмотра такие форматы файлов, но и работать с ними. Например, изменять цвет, фон, добавлять тексты и так далее. Рассмотрим лучшие программы для работы с файлами RAW:
- Phase One Capture One. Эта программа поможет Вам отредактировать фотографию, которая была сделана в формате Raw. Она может настроить резкость фотографии, её контраст, температуру цвета, увеличить яркость фото и так далее.
- Nikon Capture NX. Ещё одна программа, которая работает с RAW форматами. В неё можно быстро загружать фотографии разных объёмов и их обрабатывать. Затем, сохранять на компьютер в тот формат, который Вам будет нужен.
- Raw Photo Processor (RPP). Для того чтобы работать в этой программе, необходимы навыки работы в ней. Со временем можно научиться работать в этой программе. Ведь любой человек сможет её использовать для обработки своих фотографий, поскольку у неё удобный рабочий интерфейс.
- Программа XnView. На блоге есть статья о программе XnView. В которой рассказывается, как работать в этой программе, как открывать файлы разного формата в том числе и RAW, как конвертировать форматы, редактировать картинки. По инструкции Вы сможете её быстро скачать и установить на компьютер бесплатно.
Мы разобрали только известные программы. В Интернете Вы можете найти ещё утилиты, которые качественно обработают Вашу RAW фотографию.
Форматы RAW и JPEG
Формат RAW считается оптимальным форматом для фотографирования и хранения снимков. В фотокамерах прошлого века все настройки выполнялись фотографом и на снимке отображалось то, что «увидел» объектив, без какой-либо обработки. Цифровая техника сразу после включения питания фотокамеры начинает «помогать» фотографу. Во время съёмки процессор, на основании встроенных алгоритмов, корректирует параметры настроек и может изменять некоторые из них. А после того как кадр снят, упаковывает его на хранение предварительно пропустив через обработку и сжатие. Все эти процедуры имеют отношение к формату JPEG. В принципе это неплохо для начинающего фотографа, так как фотографии получаются приличного качества и компактного размера, что позволяет сохранить в памяти фотокамеры большое количество фотографий. Так на карте 4,0 Гб, при разрешении фотокамеры 12 Мп, можно разместить примерно 1 100 снимков в JPEG и не более 100 в формате RAW.
Если сравнивать форматы JPEG и RAW можно сразу выявить их основные отличия. Прежде всего, JPEG преобразует цветовое пространство фотографии в другой вид, где яркостная и цветовая составляющие разделяются. Затем в процессе ресемплинга каждые четыре пикселя объединяются в один. После этого вся фотография разбивается на блоки 8 Х 8 пикселей и выполняется кодирование по переходам. Если на фотографии ровная однотонная стена, то её можно закодировать буквально одним байтом. Чем больше цветовых и яркостных переходов, тем больше деталей сохраняется. В результате обработки и квантования снимок «весом» в 40 Мб превращается в фотографию, занимающую в памяти не больше 3 Мб. На первый взгляд качество снимка совершенно не пострадало. На самом деле многие детали кадра, почти незаметные человеческому глазу, бесследно исчезли, так как в процессе всех преобразований был ограничен динамический диапазон фотографии. Этот формат имеет определённые достоинства:
- Пользователь сам может выбрать степень компрессии;
- Файл имеет маленький размер;
- Данные в JPEG можно открыть в любом гаджете, браузере или редакторе.
Основным недостатком является потеря информации в процессе сжатия. Каждое последующее пересохранение файла ведёт к ухудшению изображения.
Формат RAW предполагает считывание и запоминание информации непосредственно со светочувствительной матрицы, исключая процессор обработки изображения. Этот формат содержит полную и детальную информацию об объекте съёмки, и по аналогии с фотоплёнкой, его можно считать цифровым негативом. Считается, что объем данных в нём излишен, тем не менее, этот формат считается основным у мастеров фотосъёмки. Недостатком фотографий, хранящихся в этом формате, является то, что без специальных программных средств их невозможно просмотреть ни в каких устройствах или редакторах. Снимки, сделанные на фотокамерах разных производителей в этом формате, также не являются одинаковыми и для их открытия требуются отдельные приложения.
Файл формата RAW не является конечным изображением и чтобы извлечь скрытую в нём информацию его следует обработать конвертером. При конвертации не происходит потери данных и никаких изменений исходного файла, только фотография преобразовывается в вид, пригодный для просмотра, обработки и печати.
Когда не стоит снимать в RAW
Хотя в RAW есть ряд очевидных преимуществ, есть несколько причин не снимать в RAW.
Во-первых, если вы не затрачиваете много времени на редактирование фотографий, RAW может не подойти вам. Это добавит время вашему рабочему процессу, и, хотя конечным результатом могут быть лучшие фотографии, если у вас просто нет времени или желания сделать это, скорее всего, это не для вас.
Читайте: Режимы съемки в цифровой фотокамере
Еще одна причина не снимать в формате RAW — если вы хотите снимать непрерывные кадры с высокой скоростью серийной съемки — скажем, последовательность действий. Поскольку файлы JPG намного меньше, их можно записать на карту памяти камеры намного быстрее, чем файлы RAW, а внутренний буфер камеры также сможет хранить больше фотографий, что означает, что вы можете снимать серию дольше.
Так что, если запечатлеть момент — самая важная часть вашей съемки, RAW может не подойти вам.
RAW также не обязательно является лучшим, если изображения очень чувствительны ко времени. Например, когда я снимал события, некоторые фотографы, работающие в прессе, снимали JPG вместе со мной, потому что они должны быть в состоянии быстро доставить фотографии клиенту, чтобы их можно было опубликовать. Просто нет времени для процесса редактирования RAW.
Очевидно, что это нишевая потребность, но если быстрое получение фотографий является приоритетом, опять же, RAW может не подходить для ваших нужд.
Иногда, конечно, мы также хотим иметь возможность путешествовать и делиться своими изображениями с друзьями и семьей, и мы не хотим брать с собой ноутбук в поездку. В этих случаях RAW также не идеален, так как вам понадобится компьютер для редактирования ваших фотографий. В этих случаях мы советуем снимать в формате JPG и выбирать параметры высокого качества, чтобы получить наилучшие результаты.
Другой вариант, вместо того, чтобы настроить камеру на съемку только в формате JPG, это посмотреть, позволяет ли снимать в режиме «RAW + JPG». Это означает, что камера будет записывать как сжатую версию изображения в формате JPG, так и несжатую версию.
Это хороший способ начать съемку в формате RAW без лишних хлопот, связанных с редактированием всех ваших изображений. Он займет больше всего места на карте памяти вашей камеры и не подходит, если вы хотите снимать быстрые серии изображений, например, для съемок в действии, поскольку запись такого количества данных на карту памяти вашей камеры для каждого снимка замедлит работу камеры. Тем не менее, перед тем, как полностью перейти на RAW, это хорошее мостовое решение, к которому мы рекомендуем обратиться.
Плюсы и минусы данного формата
Преимущества:
- Разрядность файлов варьируется от 12 до 14 бит, в то время как у JPEG лишь 8 бит. Что дает данный параметр? Он предотвращает появление пастеризации – проявляющиеся скачки цветов при изменении яркости вместо плавных переходов.
- Баланс белого может быть настроен или перед съемкой, или после нее, иными слова, может быть позже обработан в редакторе.
- Многие параметры съемки становятся сырым материалом для «лепки» идеального изображения. Их можно с легкостью изменять. Какие это параметры?
- Цифровой шум (устранение его гораздо проще, чем в других форматах);
- Наличие резкости (повышение показателя);
- Яркость;
- Насыщенность;
- Цветовой контраст.
- Коррекция может исправить даже трудные недостатки оптики, например, виньетирование или аберрации.
- Использование всех возможностей динамического диапазона позволит нормализовать фотографии в плане яркости, то есть избегать пересветов или затемненных областей, в которых информация о деталях полностью отсутствует.
- Исходная информация при редактировании остается нетронутой, вы всегда можете приступить к новой конвертации файла.
- Различные конвертеры представляют RAW-файл по-разному, поэтому фотограф может с легкостью отыскать для себя подходящий как по управлению, так и творческим критериям.
- Фотографическая широта RAW-файла значительно выше, чем у JPEG. Это помогает в контрастной съемке и при съемке в яркий солнечный полдень.
Недостатки формата:
- Скорость записи на карту памяти фотоаппарата медленная, поэтому съемка больше 6 кадров/сек не удастся.
- Занимает большее количество памяти по сравнению с JPEG, поскольку имеет больше информации об изображении.
- Быстрый просмотр данных снимков не получится, поскольку открывается только через конвертер – особая программа, которая читает данный формат.
- «Сырой» файл нельзя отправить в социальные сети, в блог, иногда не удается даже отправление по электронной почте. Это станет доступно только после конвертации файла.
- Нужно попробовать несколько программ для просмотра «сырых» файлов, чтобы выбрать для себя наилучший вариант.
Заключение
Безусловно, RAW — не однозначная замена другим форматам и не панацея для решения проблем ошибок съёмки. Но это действительно мощный инструмент фотографа, применение которого будет уместно в практических любой сфере — идёт ли речь о серьёзной фотографии или обычных мобильных снимках. В конце концов, снимает фотограф, а не камера, и шедевры можно создавать даже на спичечный коробок с дырочкой и кусочком плёнки внутри. RAW — не замена базовым правилам экспозиции, построения кадра и работы со светом. Но как подспорье для решения творческих задач это действительно полезный и эффективный инструмент.
Конечно, тут не всё так однозначно — нередко бывает так, что времени на качественную пост-обработку снимков вообще нет (даже по готовым шаблонам), и приходится сразу снимать в JPEG или TIFF. Научить родителей снимать толково в RAW и потом обрабатывать — тоже нетривиальная задача, особенно если они достаточно далеки от фотографии и/или компьютеров. И тем не менее, умение снимать в RAW даёт море творческих возможностей, поэтому осваивать этот навык имеет смысл не только тем, кто собирается монетизировать своё увлечение, но и всем, кто просто хочет радовать себя и близких снимками отменного качества.
Хотите подробную статью про обработку RAW, со всякими точками белого, точками чёрного, цветовыми кривыми, уровнями, и прочими интересностями? Ставьте плюс, если тема интересная — мы обязательно продолжим. Удачных кадров.