Портретный
Портретный – объектив, обладающий неизменным фокусным расстоянием и в основном предназначенный для съемки людей.
Другие названия: «портретник», «фикс», «полтинник».
Особенности:
- Неизменное фокусное расстояние.
- Высокие показатели светосилы.
- Малая ГРИП для выделения объекта.
- Незначительные искажения допустимы.
- Мягкий фокус позволяет скрывать некоторые дефекты кожи.
- Мягкое красивое боке.
Рассмотрим особые подвиды, отличающиеся фокусной дистанцией:
- 50 mm – предназначен для портретов по колено и во весь рост;
- 85 mm – хорош для снимков людей по пояс и по грудь;
- 135 mm – рассчитан на фотографирование крупным планом.
Почему существует такое четкое разграничение? Если вы сфотографируете лицо человека при помощи оптики 50 мм, то получите сильные искажения лица (преувеличение и перспектива).
Поэтому определенная фокусная дистанция имеет свое назначение и погрешности.
Представители:
- Никон 50 мм f/1.8;
- Кэнон 85 мм f/1.8.
С помощью данной статьи мы выяснили, что в наше время рынок фототехники предлагает огромный выбор специализирующихся объективов.
Я рекомендую вам первоначально выбрать китовую оптику, поскольку она универсальна в назначении, а после выбрать оптику, которая ближе вам, руководствуясь своими предпочтениями на будущее.
И напоследок, самое важное. Не забывайте ухаживать и держать в частоте свою оптику
Не важно, она съемная или встроенная, это фотоаппарат или телефон. У меня всегда в сумке мои помощники, это карандаш и тряпочка из микрофибры. Такие я покупал на Aliexpress. Ссылки где я покупал в названиях.
Если вы не знаете, как чистить ваши линзы, ознакомьтесь со статьей, как почистить объектив зеркального фотоаппарата.
Большинство начинающих фотографов оценили возможности этих курсов. Научитесь полностью понимать свой зеркальный фотоаппарат и вы начнете делать изумительные фотографии на зависть всем вашим друзьям! Очень рекомендую эти курсы.
Цифровая зеркалка для новичка 2.0 — у кого зеркальная фотокамера NIKON.
Моя первая ЗЕРКАЛКА — у кого зеркальная фотокамера CANON.
Всех вам благ, Тимур Мустаев.
Типы объективов и совместимость
В наиболее простой своей форме, объектив – это просто нечто, что направляет изображение на средство фиксации вашей камеры, т.е. пленку или матрицу. Если вы когда-нибудь пробовали сделать кадр без объектива, прикрепленного к камере, вы, вероятно, знаете, что при этом особо ничего не происходит. Исходя из этого, можно сказать, что объектив необходим для создания изображений (пинхол и зонные пластины являются исключением). Однако, с таким огромным разнообразием объективов, доступных для вашей камеры, тяжело выбрать верный вариант или даже понять, чем один объектив отличается от другого.
Вопрос совместимости объективов может показаться немного мудреным. Каждый производитель камер выпускает аппараты с определенным типом крепления объективов. Если у меня есть камера Nikon и объектив Sony, это стекло не будет совместимо с моим аппаратом. Но если я куплю объектив с Nikon D7000 и захочу использовать его на своем Nikon D700, тогда объектив будет работать (хоть и с некоторыми оговорками). Есть также такие производители как Tokina, Sigma и Tamron, которые выпускают один и тот же объектив, но с разными креплениями под разные системы.
Основные критерии выбора объектива
Выбрать объектив фотоаппарата можно по нескольким критериям.
Фокусное расстояние. Один из важнейших параметров при выборе оптики. К сожалению, рекомендовать какие-то определенные параметры довольно затруднительно ввиду того, что только сам фотограф может знать минимальную дистанцию фокусировки. Самые эффективные объективы, как правило, обладают небольшой дистанцией фокуса. Для измерения фокусного расстояние необходимо замерить дистанцию между фокальной плоскостью и снимаемым объектом.
Светосила. Наиболее важный критерий для тех, кто планирует снимать в условиях недостаточной видимости и плохом освещении. Оптика с большими показателями светосилы обычно бывает очень высокого качества. При возможности, лучше будет приобрести оптику с наибольшим значением светосилы
Важно помнить, что постоянное значение диафрагмы для объектива лучше, т.к. показатели светосилы меняются с расстоянием фокуса.
Стабилизация изображения
Этим параметром обладают профессиональные модели объективов. Больше всего в стабилизации нуждаются приборы с длиннофокусной съемкой. Лучшим на сегодняшний день стабилизатором изображения практически при любых климатических условиях был и остается самый обыкновенный штатив. Впрочем, если у модели имеется встроенная система стабилизации, возможно, следует использовать ее.
Производители. Основными производителями объективов являются две фирмы — это Canon и Nikon. В большинстве случаев имеет смысл покупать их продукцию. На рынке присутствует продукция Sony, но именно техника первых двух производителей отмечена большинством профессиональных фотографов как наиболее удобная и надежная.
Крепление. Крепление объективов является открытым, дискуссионным вопросом в среде профессионалов. На сегодняшний день так и не выработан универсальный тип крепления, которого бы придерживались основные игроки рынка фототехники. Каждый производитель выпускает оптику с уникальным креплением, рассчитанную только на собственную аппаратуру. За исключением нескольких вариантов объективов, претендующих на универсальность, техническая сторона вопроса крепления объектива к телу аппарата не стоит. Приобретая определенное тело, будущий владелец уже знает, какой фирмы у него будет объектив.
Байонеты Nikon F и Canon EF: Варианты установки
Из-за вышеупомянутых различий в размерах байонетов, объективы Canon EF не могут использоваться на DSLR-камерах Nikon, в то время как объективы Nikon посредством адаптеров могут быть использованы на зеркалках Canon. Это еще один недостаток байонета Nikon F, поскольку это не дает владельцам Nikon использовать объективы Canon, в то время как обладатели камер Canon могут наслаждаться объективами Nikon на своих зеркалках. Действительно, до тех пор, пока Canon не выпустила свой отличный, но дорогой EF-объектив 11-24mm f/4L USM, многим владельцам Canon нравились результаты, которые они получали с Nikkor 14-24mm f/2.8G в сочетании с адаптером.
Телеконвертор
Конструктивно телеконвертор нельзя отнести к объективам. Но с его помощью можно увеличить фокусное расстояние, а значит, приблизится к объекту съемки. Небольшой размер и малый вес — это главные достоинства телеконвертора. К плюсам можно отнести сравнительно невысокую стоимость. Конверторы выпускают с разной кратностью увеличения фокусного расстояния. Но за выигрыш в фокусном расстоянии приходится платить потерей светосилы. Если конвертер имеет кратность 1,5, то светосила падает на одну ступень, если кратность 2 — на 2 ступени. Если Вы редко пользуетесь большим фокусным расстоянием, то имеет смысл приобрести телеконвертер. Но если Вы снимаете спорт, концерты или другие сюжеты, требующие большого приближения, то стоит приобрести хороший телеобъектив.
Влияние фокусного расстояния объектива
Фокусное расстояние объектива определяет его угол зрения и заодно степень увеличения предмета в данной точке съёмки. Широкоугольные объективы имеют малые фокусные расстояния, тогда как телеобъективам присущи существенные фокусные расстояния.
Примечание: точка пересечения световых лучей необязательно эквивалентна фокусному расстоянию, как это показано выше, но дистанция приблизительно пропорциональна. Таким образом, увеличение фокусного расстояния действительно приводит к сокращению угла зрения, как нарисовано.
Многие скажут, что фокусное расстояние также определяет перспективу изображения, но строго говоря, перспектива меняется только с изменением положения фотографа относительно предмета съёмки. Если попытаться снять один и тот же предмет широкоугольным и телеобъективом, перспектива действительно изменится, поскольку фотографу придётся перемещаться ближе к предмету съёмки или дальше от него. Только в этих случаях широкоугольный объектив преувеличит или растянет перспективу, тогда как телеобъектив сожмёт или сгладит её.
Управление перспективой может служить мощным композиционным инструментом в фотографии и часто определяет выбор фокусного расстояния (если существует возможность съёмки с любой позиции). Наведите курсор на вышеприведенное изображение, чтобы увидеть сдвиг перспективы вследствие широкого угла. Заметьте, что предметы в кадре остаются практически идентичными и тем самым требуют для широкоугольного объектива более близкой позиции. Относительные размеры объектов меняются настолько, что удалённая дверь становится меньше относительно ламп на переднем плане.
Следующая таблица предоставляет сведения о том, какие фокусные расстояния нужны, чтобы объектив считался широкоугольным или телеобъективом, а также их типовое применение. Учтите, что указаны лишь приблизительные диапазоны фокусных расстояний, и реальное применение может варьироваться соответственно; многие, например, используют телеобъективы при съёмке протяжённых ландшафтов для сжатия перспективы.
Фокусное расстояние | Группа | Типовое применение |
---|---|---|
Менее 21 мм | сверхширокоугольные | архитектура |
21-35 мм | широкоугольные | ландшафт |
35-70 мм | нормальные | уличная и документальная съёмка |
70-135 мм | ближние телеобъективы | портреты |
135-300+ мм | телеобъективы | спорт, птицы и дикая природа |
* Примечание: фокусные расстояния объективов действительны для камер, в которых размер сенсора эквивалентен плёнке 35 мм. Если вы используете компактную или бюджетную зеркальную камеру,скорее всего, размер сенсора в ней другой. Чтобы скорректировать эти цифры для вашей камеры,используйте конвертор фокусных расстояний в главе о размерах сенсоров цифровых камер.
Прочие факторы тоже могут зависеть от фокусного расстояния объектива. Телеобъективы более чувствительны к сотрясениям камеры, поскольку минимальное движение руки приводит к значительному смещению изображения, как можно убедиться, попытавшись удержать дрожащими руками бинокль с большим приближением. Широкоугольные объективы в целом меньше бликуют, в частности потому, что при их разработке учитывалось, что при широком угле более вероятно попадание солнца в кадр. Наконец, ближние телеобъективы обычно обеспечивают лучшее оптическое качество при сходной цене.
БАЙОНЕТ ОБЪЕКТИВА
Байонет — это специальное крепление, отвечающее за установку объектива на фотоаппарат. Фотокамеры различных производителей имеют разные крепления-байонеты. Помимо самого механизма крепления, современные байонеты позволяют объективу и фотокамере обмениваться между собой данными. Для этого служат электронные контакты на байонете.
Зеркальные фотоаппараты Nikon имеют байонет Nikon F
Байонет фотоаппаратов Nikon 1 — Nikon CX
Осторожно: зеркало и матрица!
Сняв объектив с фотокамеры, вы обнаружите за ним зеркало (в случае с зеркальными аппаратами), матрицу, затвор фотоаппарата. Все эти детали очень нежные: прикасаться к ним не стоит, это грозит не гарантийным ремонтом фотокамеры. Старайтесь не держать фотоаппарат долго без объектива: в него может попасть пыль, грязь, влага. Всё это может осесть на матрице, и на снимках появятся черные пятнышки. Конечно ничего фатального не случится даже если пыль все-таки попадет внутрь. Современные фотокамеры имеют системы ультразвуковой очистки матрицы, а если такая система не справится, пыль с матрицы можно убрать в сервисном центре. Но всё это — лишние хлопоты, которых легко можно избежать. Производите смену объективов оперативно, не задерживаясь. Менять объектив на улице в непогоду (в дождь, снег, в пыли) не стоит. Если возникла такая необходимость, держите аппарат байонетом вниз, чтобы свести к минимуму возможность попадания внутрь пыли.
Фрагмент фотографии. Черные пятна — пыль на матрице.
Фокусировка
В исходном положении объектив сфокусирован на бесконечность, т.е. в фокальной плоскости оказывается изображение бесконечно удалённого объекта. Чтобы сфокусировать объектив на более близких объектах, необходимо увеличить дистанцию между задней главной плоскостью объектива и плоскостью матрицы или плёнки. Иными словами, объектив должен быть как бы выдвинут навстречу объекту съёмки.
В простейших объективах с небольшим количеством элементов наводка на резкость осуществляется перемещением всего оптического блока внутри оправы объектива. Иногда движется только передняя линза. Хуже всего, когда она ещё и вращается при фокусировке, поскольку это весьма затрудняет использование поляризационных и градиентных фильтров.
В более сложных объективах применяется внутренняя фокусировка. Внешние размеры объектива в таком случае остаются неизменными, а смещение оптического центра достигается перемещением независимой группы линз внутри объектива. Частным случаем внутренней фокусировки является задняя фокусировка, при которой за наводку на резкость отвечает задняя группа элементов.
Большинство современных объективов предполагают использование автоматической фокусировки. Обычно в оправу автофокусных объективов встроен кольцевой электродвигатель (ультразвуковой или шаговый), который и приводит в движение фокусировочную группу линз. Исключение составляют лишь некоторые классические автофокусные объективы Nikon и Pentax, не имеющие собственного фокусировочного мотора. Мотор в данном случае встроен в камеру, а передача крутящего момента происходит посредством механической муфты.
Нормальный объектив
В пленочные времена «нормальным» (стандартным) объективом считался «полтинник», но с наступлением времен уменьшенных матриц (все-таки, полный кадр сейчас дороговат для энтузиаста) ему на смену приходит 35-мм объектив, хотя многие так и продолжают пользоваться полтинниками, пусть и угол охвата у них сократился совсем до умеренного портретника.
Нормального в объективе немного — если исключить человеческое периферическое зрение, 50-миллиметровый объектив дает абсолютно такую же картинку, которую видит человек, а потому все пропорции соблюдаются (широкоугольные этим и отличаются — они просто захватывают часть поля из периферического зрения). Собственно, раньше этого было достаточно — дальше осуществлялся просто «зум ногами». Сегодня ему на смену пришел настоящий зум.
По сути, конечно, заменить полтинник нечем — это та самая грань между широкоугольным и длиннофокусным объективом, на которой выросло не одно поколение успешных фотографов. Обычно его делают достаточно светосильным, около f/1.8, причем за смешные деньги, около 100 баксов, на что многие ведутся — однако, когда вокруг все с зумами, объектив по универсальности все же проигрывает, зато быстро учит фотографа игре в рамках кадра. Другими словами, объективы такого типа скорее для обучения, нежели для повседневного использования в разных ситуациях — и угол недостаточен для помещения, и портрет нормальный не очень-то снимешь.
Рабочие отрезки объективов и фотоаппаратов
Довольно часто возникает потребность использования объективов одной системы на другой. Частый и наиболее востребованный пример – использование старых советских и зарубежных объективов на современных зеркальных и беззеркальных (Evil) фотоаппаратах.
Итак, мы решили попробовать старые мануальные объективы в действии. Ставятся эти объективы, как правило, через переходники (этой теме посвящена отдельная статья Старые советские и зарубежные объективы на современных фотоаппаратах ). Но далеко не все старые объективы легко можно установить на любую современную фотокамеру. А все дело в одной из ключевых характеристик объектива – Рабочем отрезке.
Рабочий отрезок объектива (или фотоаппарата) — это расстояние от плоскости крепления объектива (поверхности байонета) до, так называемой, фокальной плоскости (это плоскость пленки или матрицы фотоаппарата).
Рабочий отрезок измеряется в миллиметрах. Так, например, для популярной системы Canon EF рабочий отрезок составляет 44мм.
Чем нам это принципиально важно? А тем, что если рабочий отрезок объектива больше рабочего отрезка камеры (хотя бы на 1мм – минимальную толщину переходника) то, как правило, его можно использовать на этой камере через переходник без ограничений, т.е. у него будет возможность фокусировки на бесконечность
Если рабочий отрезок меньше, то нужна или существенная переделка хвостовика объектива или необходимо использовать переходник с компенсирующей линзой, что сразу же ухудшает качество изображения. Или просто использовать такой объектив только на близких расстояниях и в макро-режиме.
Существует еще одна конструктивная проблема свойственная некоторым зеркальным фотокамерам (особенно Canon 5d и Canon 5d mark II). Объектив может подходить к камере по рабочему отрезку, но из-за конструктивных особенностей камеры зеркало будет цеплять за хвостовик объектива (достаточно часто проблема лечится стачиванием или разборкой оправы хвостовика).
Приведу таблицы рабочих отрезков современных систем и старых. Системы отсортированы по величине рабочего отрезка.
Табл. 1. Рабочие отрезки современных объективов и фотоаппаратов
Система (байонет)
Рабочий отрезок (мм)
Рабочий отрезок, рабочее расстояние объектива или камеры равны расстоянию от опорной торцевой поверхности оправы объектива до его главной фокальной плоскости (плоскости фотоматериала или фотоматрицы) . Рабочий отрезок камеры и присоединяемого к ней объектива должны быть равны, в противном случае нормальная фокусировка во всём диапазоне расстояний невозможна .
Шифт-объектив
Название произошло от английского слова Shift («Сдвиг»), при помощи такого объектива можно избавиться от перспективных искажений путем смещения блока линз параллельно плоскости пленки или матрицы. Это главный объектив для тех, кто хочет снимать архитектуру, городские пейзажи или натюрморты без искажений перспективы. При съемке камера ставится так, чтобы оптическая ось объектива была параллельна земле. При съемке снизу вверх необходимо, перемещая блок линз, следить, чтобы верхние части объектов вошли в кадр. Соответственно при съемке сверху вниз — наоборот.
Безусловно, есть конструктивный предел такого сдвига. И не всегда, например, из-за высоты зданий удается избавиться от искажений. По крайней мере, искажения перспективы будут минимальны. Стоимость шифт-объективов выше, чем у обычных широкоугольных объективов такого же фокусного расстояния. В программах по обработке изображения (например, в Photoshop) есть возможности имитации исправления перспективных искажений. Почему имитация, потому что при реальной съемке создается другой эффект перспективы. Иногда такое исправление заметно
Важно помнить, что при компьютерном исправлении искажений происходит интерполяция, а значит, если в кадре много мелких деталей, то ухудшение качества будет неизбежным. В случае если большую часть снимка занимает небо, то интерполяция заметна не будет
Длиннофокусный
Длиннофокусный – объектив, имеющий большую фокусную дистанцию – от 70 до 200-300 мм. Угол видимости колеблется от 39 градусов и меньше.
Другие названия: телеобъектив, «телевик».
Длиннофокусные объективы, в свою очередь, делятся на 2 типа:
- Длиннофокусные;
- Телеобъективы.
Иногда выделяют третий подвид – сверхдлиннофокусные, которые отличаются фокусным расстоянием больше 300 мм и углом обзора лишь 9 градусов!
Особенности:
- Фотографирование объектов, удаленных от фотографа;
- Крупные размеры.
Применение:
- Спортивные события или репортажи;
- Животные в дикой природе.
Представители:
- Никон 70-200 мм f/4;
- Кэнон 70-200 мм f/2.8.
Более подробнее про данный тип можно узнать в статье – Длиннофокусный объектив, что это такое.
Где используется
Помимо фотоаппаратуры, байонетные соединения применяются в других оптических приборах (кинотехнике, микроскопии), в электрических разъемах (цоколях электроламп, локальных сетях, сварочных аппаратах), для сопряжения деталей механизмов (манипуляторов со сменными головками, фланцев, щитков, колпачков, крышек часов) и участков труб (пожарных рукавов, шлангов, трубопроводов).
В фотоаппаратах и объективах
В фототехнике байонет позволяет быстро закрепить объектив на корпусе камеры в точном положении, надежно удерживает его и дает возможность через электронный интерфейс управлять стабилизацией, работой диафрагмы и автофокусировкой.
Байонет используется в объективах.
В киноаппаратуре
Как и в фотоаппаратуре, в киносъемочной технике байонетное соединение применяется для крепления сменной оптики к корпусам камер. Но есть особенности. Анаморфотные съемки позволяют вместить в стандартный кадр картинку увеличенной ширины, сжав изображение по горизонтали с помощью специальной насадки на объектив.
Кроме того, они используются для крепления на объектив камеры вспомогательных устройств для макросъемки, управления фокусировкой, защиты от солнечных лучей и бликов и т.п. Киносъемочные камеры для пленок одного формата выпускаются в нескольких вариантах с разными типами крепежа оптики. Наиболее распространены стандарты Arri PL, Panavision PV и Canon EF. Если требуется съемка на пленку с несимметричным расположением кадра, точно сместить оптическую ось системы удастся только с помощью байонета.
В автомобильных фарах
С помощью этого соединения можно крепить как сами приборы автомобильной светотехники, так и источник света внутри фары. Это позволяет быстро заменить элемент в случае его выхода из строя. При таком контакте обеспечивается электрический контакт проводов всех ламп.
С помощью байонета можно крепить источник света внутри фары.
В специализированной осветительной технике
Байонетами крепятся насадки на импульсные осветительные приборы (вспышки). Это дает возможность быстро менять их во время съемок.
Далее разберем остальные обозначения, которые можно встретить на объективах Nikon:
- IX — объективы для уменьшенного формата плёнки APS;
- Fisheye — объектив «рыбий глаз». Объектив с неисправленной дисторсией;
- D — наличие в объективе процессора, передающего из объектива в камеру информацию о дистанции фокусировки. Необходим для 3D-пространственного экспозамера, а также для корректного функционирования современного алгоритма работы фотовспышек Speedlight;
- IF (Internal Focusing) — конструкция объектива, при которой фокусировка происходит за счёт перемещения элементов только внутри объектива. Объективы с внутренней фокусировкой не изменяют своей длины при наведении на резкость. Резьба для светофильтра не крутится и потому на неё можно ставить градиентные и поляризационные светофильтры;
- RF — фокусировка осуществляется за счет перемещения задней, наиболее легкой, групп линз. Ускоряет автофокусировку;
- M/A — мгновенный переход от автофокусировки в режим ручной фокусировки;
- A/M — автофокусировка с возможным ручным перехватом фокусирования, при сохранении приоритета автофокуса;
- DC (Defocus Control) — специальные объективы с возможностью управления степенью и характером размытия зоны нерезкости;
- PC-E — объективы с коррекцией перспективы и электрическим управлением диафрагмой;
- CRC (Close-range Correction) — коррекция для съёмки на близком расстоянии. Система CRC позволяет добиться максимального качества изображения при фокусировке на близко расположенные объекты;
- ASP — в состав объектива входят асферические элементы, для уменьшения сферических и коматических аберраций;
- SIC (Super Integrated Coating) — многослойное покрытие линз, уменьшает эффекты отражения и бликования;
- N — нанокристаллическое покрытие. Используется для снижения переотражения света от линз и матрицы (для повышения резкости и контраста объектива);
- Ai/Ai-s/Ai-D — неавтофокусные объективы Nikon;
- SWM (Silent Wave Motor) — ультразвуковой привод автофокусировки, встроенный в объектив;
- FL — флюоритовые линзы;
- Noct — ночной объектив, дающий великолепную чёткость даже на открытой диафрагме;
- LW — брызгозащищённый объектив для фотоаппаратов Nikonos, рассчитанный на использование вне воды;
- UW — подводный объектив для фотоаппаратов Nikonos;
- II — вторая версия технологии или объектива.
Теперь вы с легкостью сможете определить какой объектив Nikon находится перед вами и какие у него основные характеристики.
Ниже приведены несколько моделей объективов Nikon. Чтобы закрепить материал, попробуйте расшифровать все эти объективы
- AF-S DX NIKKOR 18-300mm f/3.5-5.6G ED VR,
- AF-S DX NIKKOR 18-300mm f/3.5-6.3G ED VR,
- NIKKOR Z DX 16-50mm f/3.5-6.3 VR,
- AF-S NIKKOR 24-70mm f/2.8E ED VR,
- AF NIKKOR 50mm f/1.8D,
- AF-S NIKKOR 24-70mm f/2.8G ED,
- AF-S NIKKOR 200-400mm f/4G ED VR II,
- AF-P DX NIKKOR 10-20mm f/4.5-5.6G VR,
- AF-S NIKKOR 200-500mm f/5.6E ED VR,
- AF-S Fisheye NIKKOR 8-15mm f/3.5-4.5E ED,
- AF DX Fisheye-Nikkor 10.5mm f/2.8G ED,
- AF Fisheye-Nikkor 16mm f/2.8D,
- AF DC-Nikkor 105mm f/2D,
- AF DC-Nikkor 135mm f/2D,
- AF Nikkor 180mm f/2.8D IF-ED,
- AF-S NIKKOR 600mm f/4G ED VR,
- AF-S NIKKOR 800mm f/5.6E FL ED VR,
- PC NIKKOR 19mm f/4E ED,
- PC-E NIKKOR 24mm f/3.5D ED.
Поделиться ссылкой
Фокусное расстояние
Вторая важная характеристика объектива – его фокусное расстояние. Прежде всего, надо помнить, что фокусное расстояние может быть постоянным, а может быть переменным (зум-объектив). Как правило, при схожей цене, объективы с фиксированным фокусным расстоянием показывают гораздо более качественную картинку и обладают большей светосилой (об этом мы ещё поговорим). А кадрирование с такими объективами достигается либо, как говорят фотографы, «ногами» (то есть, вам нужно самостоятельно подходить ближе или отходить дальше), либо уже на стадии обработки фотографии.
Фокусное расстояние тесно завязано с углом обзора объектива. Чем больше фокусное расстояние, тем меньше угол обзора и наоборот. Также чем больше фокусное расстояние, тем выше оптическое увеличение изображения – дальние объекты выглядят ближе, чем они есть на самом деле. Также ФР влияет и на геометрию кадра. Широкоугольные объективы делают близлежащие объекты более выпуклыми, поэтому их не стоит применять для съёмок портретов.
Съёмка на широкоугольный объектив
Не стоит, однако, путать ФР и дистанцию фокусировки. Последнее – это показатель, насколько близко к объекту может сфокусироваться объектив
Как правило, последнее важно для макро-объективов. Суть в том, что ближе дистанции фокусировки навести резкость у вас не получится даже вручную
Фокусное расстояние измеряется в миллиметрах. Нередко также говорят об эквивалентном фокусном расстоянии (ЭФР). Если размер сенсора фотоаппарата (матрицы) отличается от принятого размера полного кадра, 36х24 мм, то вводится понятие кроп-фактора. Например, у камер Nikon DX кроп-фактор составляет 1,5. При этом, фокусное расстояние объектива 18 мм соответствует 18х1,5=27 мм ЭФР. То есть, объектив с ФР 18 мм на камере DX показывает примерно такую же картинку, как объектив с ФР 27 мм на камере FX (полнокадровой).
Портрет, снятый с фокусным расстоянием 82 мм.
При нажатии на миниатюру откроется оригинальное изображение
Для съёмок портретов рекомендуется объектив с ЭФР не менее 75 мм. Как несложно подсчитать, для камер с кроп-фактором 1,5 (Nikon DX, камеры Sony c байонетом Sony E, большинство камер Canon) точное значение ФР объектива в этом случае составляет 50 мм. А для камер системы Micro 4/3 (Olympus, Panasonic) это значение – 37,5 мм.
Длиннофокусный объектив, телеобъектив
Объектив, который часто позволяет «подобраться поближе», того не делая — как правило, такие объективы, сами по себе, длиннее, по сравнению со всеми, о которых мы говорили выше. Именно ими часто меряются фотографы, хотя, казалось бы, смысла нет — ну снимешь ты птичку в небе или луну там же, а потом пойдешь на любой хостинг и туда зальешь, снабдив соответствующими тегами, зато потом, отсортировав по этим тегам, получишь еще пару тысяч сходных кадров от других пользователей, и эго при этом сильно пострадает. Да, с нами не согласятся репортеры — их такие объективы кормят (не такие, как на фото, а длиннее и толще — как раз в их работе размер имеет значение), потому что подобраться к президенту поближе и пыхать ему в лоб мощным стробом позволяют далеко не всем.
Снимают данным объективом, как правило, государственных деятелей, показы мод, соседок из дома напротив в неглиже и без неглижа. Ах да, еще луну и птичек — в конце концов, мы так редко их видим в жизни.
Цифровой зум
Digital zoom – именно так указывается в характеристиках к камере данный параметр. Отношение к такому «зуму» не всегда хорошее, и это вполне справедливо. Работает цифровой зум так: процессор фотоаппарата вырезает из фотографии нужный кусок и растягивает его на весь размер матрицы. В данном случае нет никакого реального увеличеня объекта. Вернее оно есть, но такое «увеличение» можно получить в программе paint, просто увеличив изображение на некоторый процент. Разрешение вырезанного куска от этого пострадает, пострадает и качество.
разница между цифровым и оптическим зумом
Поэтому, когда речь заходит о зуме, уместнее говорить именно об оптическом. Цифровой зум в настройках фотоаппарата чаще лучше отключать.
Впрочем, иногда нет другого выбора, поэтому приходится прибегать к использованию цифрового зума, увеличивая нужный объект.
Чем фиксы лучше и в чем их преимущество
Недорогие светосильные фиксы, вроде 50 мм от Canon или Nikon, популяризировали съемку с малой глубиной резкости. Любая девочка с зеркалкой, не имеющая ни малейшего понятия о глубине резкости, непринужденно размывает фон на фотографиях.
Недорогой фикс предоставляет значительно лучшее качество снимка и большую светосилу, чем обычный недорогой зум объектив
Это важно для портретной фотографии, поэтому и любят недорогие фиксы
Стоит ли покупать фикс объектив
Если вы знаете, что не потребуется изменять фокусное расстояние по условиям съемки, то фиксы предоставят лучшее качество изображения, чем зумы из одного ценового сегмента. Это хороший выбор при достаточном пространстве, когда можно отодвинуться или подойти ближе.
Будьте внимательны, выбирая объектив. Они продаются двух видов:
- С автоматической фокусировкой
- С ручной фокусировкой
Мануальные фиксы при съемке на широко открытой диафрагме недружелюбны к новичкам, поскольку начинающие легко выпадают из малой глубины резкости. Они фокусируются вручную, что требует хорошего качества видоискателя фотоаппарата и умение фокусироваться в режиме LiveView.
Светосила объектива
Значение максимально открытой диафрагмы объектива часто называют светосилой. К примеру, открытое значение диафрагмы объектива — F2.8. Стало быть, F2.8 — это светосила данного объектива.
Однако такое представление о светосиле сильно упрощено. Определение, представленное выше, относится к понятию максимального относительного отверстия объектива
При нем берутся во внимание лишь его геометрические параметры, но забывается о том, что часть света может теряться в толще стекла объектива (ни одно стекло не обладает абсолютной прозрачностью), часть отражается от поверхности линз. Поэтому может статься так, что два объектива с равным максимальным относительным отверстием будут пропускать разное количество света
Если максимальное относительное отверстие всегда указывается в характеристиках объектива, то о реальной светосиле объектива фотограф может лишь строить догадки и изучать ее на собственном опыте. Далее для простоты мы будем пользоваться упрощенным понятием о светосиле, ставя знак равенства между светосилой и понятием “максимальное относительное отверстие”.
“Светосилы много не бывает” — популярное выражение среди фотографов. В этом они правы: чем больше светосила объектива, тем проще будет снимать при недостаточном освещении. Объективы с высокой светосилой красиво размывают фон при портретной съемке. Светосила зачастую определяет класс и цену оптики. Объективы попроще имеют слабую светосилу (F3.5 — F5.6). Более продвинутые и дорогие модели имеют большую светосилу, объективы со светосилой F2.8 и больше часто называют светосильными.
Вывод
В конце концов, и Nikon и Canon предлагают широкий выбор объективов для практически любой цели. В то время как некоторые владельцы Nikon хотел бы видеть светосильный f/1.2 объектив с автофокусом, можно достаточно уверенно утверждать, что такой объектив был бы сложен в использовании в плане точности автофокуса (спросите любого владельца Canon 50mm f/1.2 L). Кроме того, проектирование и производство такого объектива было бы крайне сложным и неоправданно дорогим. И если говорить о стоимости, я не думаю, что можно было бы ожидать большой спрос на объектив Nikon 50mm f/1.2 стоимостью более 2 000 долларов, когда за существенно меньшие деньги можно приобрести превосходный Sigma 50mm f/1.4 Art.
Больше полезной информации и новостей в нашем Telegram-канале «Уроки и секреты фотографии». Подписывайся!