Коллодий процесс

Отпечатки на солёной бумаге

Для изображений на солёной бумаге характерны мягкость и пониженная контрастность. Технология позволяет хорошо прорабатывать цвета. От фотографа требовались скорость и точное понимание предмета съёмки, так как солёная бумага могла храниться неиспользованной всего несколько дней. Необычную бумагу создал в 1834 году Уильям Генри Фокс Тальбот.


Аполлинарий Горавский. Портрет девушки. 1867. Солёная бумага, масло. Собрание Мультимедиа Арт Музея, Москва

Первые опыты изобретателя представляли собой фотокопии, сделанные контактным способом. Тальбот взял бумагу обработанную хлористым серебром, выдержал на свету в течение часа, а затем приложил к ней светочувствительную бумагу, снова обработал светом и получил отпечаток. Для изготовления солёной бумаги он поместил тонкую бумагу высокого качества в раствор поваренной соли, высушил её, далее обработал раствором азотнокислого серебра с добавлением винной или лимонной кислоты. Благодаря химической реакции поверхность листа покрывалась хлористым серебром. Затем бумага была высушена в темноте. На свету она экспонировалась уже до проявления изображения, а чтобы оно не исчезло, лист промывался и покрывался гипосульфитом.

Альбуминовая печать

Эту технику в 1850 году изобрёл Луи Бланкар-Эврар. Её преимущество заключалось в способности отображать мелкие детали и осуществлять многократную печать с одного негатива.

Альбуминовую печать можно узнать по гладкой, полуматовой или чуть глянцевой поверхности снимка с приятным тёплым оттенком. Техника допускает раскраску вручную акварелью и анилиновыми красками. Такие отпечатки очень тонкие, поэтому почти всегда монтируются на паспарту или помещаются в альбом.


Александр Эйхенвальд. Портрет Софьи Алексеевны Бобринской. 1867−1871. Альбуминовый отпечаток, акварель. Собрание Мультимедиа Арт Музея, Москва

Метод основан на использовании альбумина, получаемого из яичного белка. Бумагу покрывали эмульсией яичного белка и поваренной соли, затем помещали в водный раствор нитрата серебра. Так бумага становилась светочувствительной. Получавшийся бумажный материал просушивали в темноте, а после совмещали с негативом, чаще всего изготовленным из стекла, выдерживали под прямыми солнечными лучами до тех пор, пока не проявлялось изображение. Финальная стадия процесса — фиксация снимка. Она осуществлялась в специальной ванне с тиосульфатом натрия, который предотвращал дальнейшее потемнение и выцветание. После этого снимок тонировался.

Мокрый коллодионный процесс (Wet Plate Collodion)

Этот процесс в основном использовался для изготовления негативов в альбуминовой и соляной печати. По популярности эти два способа значительно опередили все остальные способы печати того времени. Преимущество коллодия заключалось как в улучшенном разрешении фотоснимков, так и в уменьшенном времени экспозиции.

Коллодий изготавливался из нитрата целлюлозы, растворяемом в эфире или алкоголе. Полученной сиропообразной субстанцией, смешанной с иодидами и бромидами, равномерно поливалась полированная стеклянная пластинка. Не дожидаясь полного ее высыхания — пластинку помещали в раствор нитрата серебра, который и создавал светочувствительный слой. После этого еще влажная пластинка экспонировалась в камере и немедленно проявлялась, пока коллоид находился во влажном состоянии.

Каждый фотограф, желавший делать снимки вне своей студии, вынужден был носить с собой полный набор химикатов и приспособлений для полива эмульсии и проявления пластинок. Кроме того, поскольку процессы должны были вестись в темноте (или неактиничном освещении), требовался небольшой переносной тент. В настоящее время фотографы, занимающиеся подобными процессами (например, Sally Mann), используют собственные машины в качестве передвижных лабораторий.

Фотограф в походном снаряжении

Походный комплект для Wet-plate в разложенном виде

France Scully Osterman, Алтарный камень, 1996, 33 × 45,7 см, тонированный желатиносеребряный отпечаток с коллодионного стеклянного негатива

Sally Mann, Без названия из серии «Deep South», 1998, 101,6 × 127 см, желатиносеребряный отпечаток с коллодионного стеклянного негатива

Sally Mann, Без названия из серии «Deep South», 1998, 101,6 × 127 см, желатиносеребряный отпечаток с коллодионного стеклянного негатива

Коллодиевая эмульсия

Британский ветеран наполеоновской эпохи Полуостровная война с женой, около 1860 г., тонировка вручную амбротипия используя отбеленный коллодий положительный процесс.

В 1864 году В. Б. Болтон и Б. Дж. Сэйс опубликовали идею процесса, который произвел революцию в фотографии. Они предположили, что чувствительные соли серебра образуются в жидком коллодии, а не осаждаются на месте на поверхности пластины. Затем можно было изготовить светочувствительную пластину, просто пропустив эту эмульсию по поверхности стеклянной пластины; ванна с нитратом серебра не требовалась.

Вскоре эта идея была реализована. Сначала была разработана эмульсия для печати с использованием хлорида серебра. Эти эмульсии были медленными, и их нельзя было проявить, поэтому они в основном использовались для позитивной печати. Вскоре были получены эмульсии йодида и бромида серебра. Они оказались значительно быстрее, и изображение можно было получить в процессе разработки.

Эмульсии также имели то преимущество, что они могли быть промытый. В процессе влажного коллодия нитрат серебра реагировал с галогенидной солью; йодид калия, например. Это привело к двойной реакции замещения. Ионы серебра и йода в растворе прореагировали, образуя йодид серебра на пленке коллодия. Однако в то же время из ионов калия в иодиде и нитрат-ионов в серебре также образуется нитрат калия. Эту соль нельзя было удалить мокрым способом. Однако в эмульсионном процессе он может быть вымыт после образования эмульсии.

Скорость эмульсионного процесса была ничем не примечательна. Он был не таким быстрым, как обычный мокрый процесс, но и далеко не таким медленным, как процесс сухого формования. Его главным преимуществом было то, что каждая пластина вела себя одинаково. Несоответствия в обычном процессе были редкими.

Найдите процесс сухого коллодия [ править ]

Чрезвычайное неудобство экспонирования влажного коллодия в полевых условиях привело ко множеству попыток разработать процесс сухого коллодия, который можно было бы обнажить и проявить через некоторое время после нанесения покрытия. Было испробовано большое количество методов, но ни один из них так и не оказался действительно практичным и последовательным в работе. Известные ученые, такие как Джозеф Сайдботэм , Ричард Кеннетт , майор Рассел и Фредерик Чарльз Лютер Враттен, пытались, но так и не добились хороших результатов. [ необходима цитата ]

Обычно методы включают покрытие или смешивание коллодия с веществом, препятствующим его быстрому высыханию. Пока коллодий оставался хотя бы частично влажным, он сохранял некоторую чувствительность. Обычные процессы включали такие химические вещества, как глицерин , нитрат магния , дубильная кислота и белок . Другие были связаны с более неожиданными веществами, такими как чай, кофе, мед, пиво и, казалось бы, бесконечными их комбинациями. [ необходима цитата ]

Многие методы в какой-то степени работали; они позволяли пластине экспонироваться через несколько часов или даже дней после нанесения покрытия. У всех них был главный недостаток — они работали очень медленно. Изображение может потребовать от трех до десяти раз большей экспозиции на сухой пластине, чем на влажной. [ необходима цитата ]

Ферротипия или тинтайп

Во второй половине XIX века амбротипия была вытеснена другим фотографическим процессом – ферротипией. Это способ получения устойчивого изображения, в котором стеклянная пластина была заменена на металлическую, покрытую черной или темно-коричневой эмалью. Использование тонких листов железа вместо стекла позволило еще более снизить стоимость производства снимка. В остальном же метод не претерпел каких-либо существенных изменений по сравнению с амбротипией. Единственное, что благодаря лаку на металлической поверхности удалось также добиться большей долговечности готовых фотоотпечатков. Невысокая стоимость и простота фотографического процесса обеспечили ферротипии или тинтайпу (от англ. слова tin – олово) огромную популярность. Тинтайпы использовались в течение долгого времени, практически до 50-х годов прошлого века.

Первые в истории батальные фотографии

В качестве самого яркого и известного примера использования мокроколлодионного процесса обычно вспоминают так называемую Крымскую кампанию Роджера Фэнтона — основателя (1853) и первого почетного секретаря Королевского фотографического общества Лондона. Когда в конце марта 1854 года Англия и Франция объявили России войну, британское правительство сформировало небольшое фотографическое подразделение, в состав которого в 1855 году и вошел Роджер Фэнтон. Лаборатория была организована в фургоне, получившем название «фотографический», на котором они с двумя ассистентами передвигалась по горным дорогам Крыма. В течение трех месяцев он сделал более 350 фотографий, используя коллодионный процесс. Его работы — поля сражений, портреты героев, бои за Балаклаву и Севастополь — стали первыми фотодокументами в истории фотографии.

Хотя мокрые коллодионные пластинки предназначались и использовались для получения негативов, с которых получались позитивные отпечатки, еще Арчер заметил, что, если рассматривать негатив на фоне темной поверхности, то получающееся изображение выглядит как позитив: светлые участки становятся черными, а темные — светлыми.

Так появились амбротипы (от греческого слова ambrotos — «неизменный» либо «бессмертный») или коллоидные позитивы — негативные портреты на стекле с подложкой из бархата, бумаги или просто закрашенные краской с обратной стороны. Запатентован этот процесс был в только в 1854 году в США Джеймсом Амброзом Каттингом. Широкое применение это изобретение получило главным образом в создании портретов. Амбротипия быстро стала конкурентом дагеротипии, так как была проще и дешевле в изготовлении и на первый взгляд мало чем от нее отличалась. Особенно благодаря аналогичному оформлению — часто портрет преподносился клиентам в таком же «фирменном» бархатном или кожаном футляре, как и дагеротип.

Мокроколлодионные пластины и амбротипы в 1870-х годах начали вытесняться сухими бромжелатиновыми негативами. Ну а сейчас фотографии с подобным колоритом можно получить через съемку на длинной выдержке, если уметь хорошо пользоваться этой опцией.

z

Семейный портрет. Амбротип.

Аристотипия

Это фотографический процесс, основанный на светочувствительности хлорида серебра. Своё название техника получила от типа бумаги, на которой печаталось изображение, — аристотипной (от греч. «аристо» — наилучший), на которую наносилась хлорсеребряная желатиновая эмульсия.


Ателье «Фотография Бр. Крохв». Солдат 146-го пехотного Царицынского полка 37-й дивизии, Ямбург, Май 1910. Аристотипный отпечаток, акварель. Собрание Мультимедиа Арт Музея, Москва

Процесс был изобретён в 1882 году британским химиком, астрономом и фотографом Уильямом де Уайвлесли Эбнеем, а промышленное производство аристотипной бумаги было налажено в Германии уже в 1885 двумя компаниями: Obernetter в Мюнхене и Liesegang Technology в Дюссельдорфе.

Печать снимков почти всегда производилась контактным способом: негатив и фотобумага вплотную прижимались друг к другу эмульсионными слоями, экспонировались при дневном свете через стеклянную пластину.

Используйте [ редактировать ]

Северный Сидней и Сиднейская гавань, К. Бейлисс Б. Холтерманн, 1875, колоссальная негативная пластинка из коллодиевого стекла.

Несмотря на свои недостатки, коллодий для влажных пластин стал чрезвычайно популярным. Его использовали для портретной, пейзажной, архитектурной и художественной фотографии. необходима цитата Самые большие негативы из коллодиевых стеклянных пластин, произведенные в девятнадцатом веке, были сделаны в Сиднее, Австралия, в 1875 году. Они были сделаны профессиональным фотографом Чарльзом Бейлиссом с помощью богатого фотографа-любителя Бернхарда Отто Холтерманна, который также финансировал проект.

Бейлисс и Холтерманн изготовили четыре известных стеклянных негатива, все из которых были сняты со специальной камеры Холтерманна в башне его особняка в Северном Сиднее. Два из них были размером 160 x 96,5 см (5,1 фута x 3,08 фута) и составляли панораму Сиднейской гавани от Гарден-Айленда до Миллерс-Пойнт. Два других были 136 х 95 см (4,4 х 3,1 фута) и принадлежали Харбор и Гарден Айленд и Лонгнос-Пойнт. Три из четырех сейчас принадлежат Государственной библиотеке Нового Южного Уэльса .

Процесс мокрой пластины используется рядом художников и экспериментаторов, которые предпочитают его эстетические качества качествам более современного процесса желатинового серебра. необходима цитата Всемирный день мокрых пластин проводится ежегодно в мае для современных практиков.

21-го века

Процесс мокрого пластинчатого коллодия пережил возрождение в качестве исторической техники в двадцать первом веке. Есть несколько практикующих амбротипистов и художников-художников, которые регулярно создают и создают изображения, например, на инсценировках гражданской войны и фестивалях искусств . Фотографы изобразительного искусства используют этот процесс и его созданную вручную индивидуальность для выставок в галереях и для личной работы. Есть несколько производителей оборудования для воспроизведения, и многие художники работают с коллодием по всему миру. Этому процессу обучают на семинарах по всему миру, и несколько учебных пособий и руководств уже напечатаны. Среди современных художников-коллодиев Салли Манн , Бен Коши , Борут Петерлин   , Джон Коффер, Джони Стернбах , Дэвид Эмитт Адамс, Марк Остерман, Франс Скалли Остерман, Крейг Мерфи , Джек Дабагиан, Линдси Росс, Сэм Доул, Мег Тернер и Пол. d’Orléans / Susan McLaughlin Джеймс Уокер и Лютер Герлах. Есть еще много других, которые внесли свой вклад в продвижение этого процесса в современную эпоху.

Карбо-процесс

Фотографии, полученные благодаря карбо-процессу, отличаются богатством и глубиной цвета. Технология, дающая такие блестящие результаты, была запатентована в 1905 году и требовала от фотографов большого мастерства, времени и усилий.

Сначала делали три бромсеребряных негатива через цветные фильтры. Далее их переносили на желатиновые пигментные листы трёх цветов: голубого, пурпурного и жёлтого. При их совмещении происходила химическая реакция. Желатин обрабатывался в зависимости от попавшего на него света, остатки вымывались. Затем листы друг за другом помещались на лист-основу. При совмещении цветовых матриц получалось финальное изображение.

Сложность техники увеличивала время изготовления отпечатка: на него у фотографа уходило около двух недель. Наибольшей популярностью карбо-процесс стал пользоваться во второй половине 1930-х. Крупные мастера отечественной фотографии, которые не боялись трудоёмкости технологии и часто к ней обращались: Пётр Клепиков, Василий Улитин, Владислав Микоша.


Всесоюзная сельскохозяйственная выставка (ВСХВ). Москва 1939−1940. Карбо-процесс. Собрание Мультимедиа Арт Музея, Москва

История

Этот испорченный портрет Теодора Рузвельта на сухой пластине похож на изображение мокрой пластины, но имеет существенные отличия.

Теория коллодиевого процесса была выдвинута в 1850 году Гюставом Ле Греем , но изобретение принадлежит Фредерику Скотту Арчеру в 1851 году. В последующие десятилетия многие фотографы и экспериментаторы усовершенствовали или изменили этот процесс. К концу 1860-х годов он почти полностью заменил первый заявленный фотографический процесс — дагерротип .

В течение 1880-х годов процесс коллодия в значительной степени был заменен пластинами из сухого желатина — стеклянными пластинами с фотографической эмульсией галогенидов серебра, суспендированных в желатине. Сухая желатиновая эмульсия была не только более удобной, но и более чувствительной, что значительно сокращало время воздействия.

Один коллодионный процесс, тинтайп , ограниченно использовался для повседневной портретной съемки некоторыми странствующими фотографами и фотографами в парках развлечений еще в 1930-х годах, а процесс мокрого коллодия все еще использовался в полиграфической промышленности в 1960-х годах для работы с линиями и тоном. в основном печатные материалы с использованием черного шрифта на белом фоне, потому что в больших объемах это было намного дешевле, чем желатиновая пленка.

Преимущества

Портативная фотостудия в Ирландии XIX века. Процесс влажного коллодия иногда приводил к появлению переносных темных кабинетов, поскольку фотографические изображения приходилось проявлять, пока пластина была еще влажной.

Анимация, иллюстрирующая детали, обнаруженные на фотографии с влажным коллодием, сделанной в Хилл-Энде в 1872 году.

В процессе коллодия на прозрачной подложке (стекле) получалось негативное изображение. Это было усовершенствованием процесса калотипирования , открытого Генри Фоксом Талботом , который полагался на бумажные негативы, и дагерротипа , который давал уникальное позитивное изображение и не мог быть воспроизведен. Таким образом, коллодионный процесс объединил желаемые качества калотипического процесса (позволяющий фотографу сделать теоретически неограниченное количество отпечатков с одного негатива) и дагерротипа (создавая резкость и ясность, которые не могли быть достигнуты с бумажными негативами). Коллодионная печать обычно выполнялась на белковой бумаге .

Поскольку коллодий представляет собой липкую и прозрачную среду, которую можно пропитать раствором нитрата серебра во влажном состоянии, он идеально подходит для покрытия устойчивых поверхностей, таких как стекло или металл, для фотографии. Когда металлическая пластина покрывается коллодием, заряжается нитратом серебра, экспонируется и проявляется, это дает прямое положительное изображение на пластине, хотя и перевернутое в боковом направлении (левое и правое будут перевернуты, как в зеркале). При нанесении покрытия на стекло изображение становится негативом и может быть легко воспроизведено на фотобумаге. Это было огромным преимуществом перед дагерротипом, который нельзя было воспроизвести напрямую. Влажная пластина / коллодий также является относительно недорогим процессом по сравнению с предшествующим процессом и не требует полировального оборудования или чрезвычайно токсичных дымовых ящиков, необходимых для дагерротипа. При использовании стекла в качестве носителя стоимость изображения была намного меньше, чем у специальных посеребренных медных пластин, и более прочной, чем у бумажных негативов. Процесс также был очень быстрым для того времени: для экспонирования изображения при дневном свете требовалось всего несколько секунд, а не 30 или более секунд для других форм фотографии, доступных в середине 1800-х годов.

Историческая справка

Мокрый коллодионный процесс был изобретён независимо друг от друга англичанами Фредериком Скоттом Арчером (b) и Робертом Бинэмом, а также французом Гюставом Лёгре. Первая публикация изобретения датируется 1851 годом (b) и целиком приписывается Арчеру. Изобретение произвело настоящую революцию в фотографии, позволив получать снимки высокого качества с очень короткими выдержками (b) . По сравнению с дагеротипией выдержки сократились в среднем в 50 раз. Это избавило от мучительного неподвижного сидения перед фотоаппаратом (b) при создании портрета (b) . Кроме того, создание технологии практически совпало по времени с появлением так называемой «дневной фотобумаги (b) », пригодной для контактной печати (b) . В результате негативное (b) изображение на фотопластинке (b) , получаемое коллодионным способом, могло тиражироваться так же, как в калотипии (b) . В отличие от последней, где галогениды серебра впитывались в бумагу, в новом процессе они смешивались с коллодием (b) и наносились на прозрачную стеклянную подложку без какой-либо фактуры, снижающей качество снимка. В 1854 году изобретатель калотипии Тальбот (b) пытался через суд заявить свои права на коллодионный процесс, ссылаясь на использование негативно-позитивного принципа и проявления (b) . Однако, суд счёл его претензии неубедительными, освободив технологию от патентных ограничений.

По сравнению с дагеротипами, рассматривание которых сопряжено с определёнными трудностями, изображение на альбуминовых отпечатках с коллодионных негативов отчётливо видимо при любом освещении, как на современных фотографиях. Изобретению коллодионного процесса предшествовало открытие коллодия, ставшего одним из ключевых компонентов технологии. В 1847 году американский студент Джон Паркер Мейнард растворил нитроцеллюлозу (b) , появившуюся годом ранее, в смеси эфира и спирта, получив липкое вещество. При высыхании оно образовывало на твёрдой поверхности тонкую прочную плёнку и было названо «коллодием» (от греч. «колос» — липкий). Сразу после открытия Мейнарда коллодий получил распространение в медицине (b) в качестве жидкого пластыря. Фредерик Скотт Арчер, использовавший калотипию для съёмки своих скульптурных работ, решил её усовершенствовать, соединив коллодий с солями серебра. Для приготовления светочувствительной смеси он растворял йодистые соли в коллодии, а затем наносил эту смесь на отполированную стеклянную пластинку. После застывания коллодия пластинка была готова к сенсибилизации (b) . Непосредственно перед съёмкой она погружалась в раствор азотнокислого серебра (b) .

Передвижная фотолаборатория (b) для коллодионного процесса

В результате в коллодии образовывались микрокристаллы йодистого серебра, придающего ему светочувствительность. Сразу после этого фотопластинка экспонировалась и проявлялась водно-спиртовым раствором пирогаллола (b) , а затем закреплялась в растворе гипосульфита (b) . Впоследствии в качестве светочувствительного вещества оказались пригодными также соли брома, дающие при взаимодействии с азотнокислым серебром бромосеребряные кристаллы. Коллодионный процесс оказался настолько технологичным, что в течение всего нескольких лет вытеснил дагеротипию и полностью заменил негативную стадию калотипии. Единственным недостатком оказались неудобства внестудийной съёмки, поскольку коллодий становился непроницаемым для проявителя всего за 10—15 минут из-за быстрого испарения эфира и кристаллизации растворимых солей. Однако, даже это было преодолимо при помощи передвижных фотолабораторий-палаток (b) , в которых фотопластинки готовились и проявлялись сразу после съёмки. С помощью коллодионного процесса были получены первые военные фоторепортажи, снимавшиеся Роджером Фентоном (b) во время Крымской войны (b) . Благодаря большой разрешающей способности (b) и дешевизне мокрый коллодионный процесс использовался в некоторых областях технической фотографии (например, для изготовления шкал и в полиграфии (b) ) вплоть до 2000-х годов.

Фотохром

Процесс создания цветных изображений на основе раскрашенных фотонегативов с использованием литографических печатных форм. Технология была изобретена Хансом Якобом Шмидтом в 1880-х годах.


Неизвестный автор. Памятник Николаю I, Санкт-Петербург, 1897. Фотохром. Собрание Мультимедиа Арт Музея, Москва

Сначала чёрно-белое негативное изображение раскрашивали вручную в соответствии с комментариями и записями фотографа. Затем гладко отполированный литографический камень покрывали тонким слоем очищенного битума, растворённого в бензоле, и экспонировали при дневном свете через негатив. В результате битум постепенно затвердевал пропорционально количеству света, которое проходило через каждую часть негатива. Камень затем ретушировали для более точной передачи цветов, тонов и оттенков. Каждый цвет наносился по отдельности, всего для печати использовали от 6 до 15 камней.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Область фото
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Открытие мокрого коллоидного процесса

Ферротипия или тинтайп

Во второй половине XIX века амбротипия была вытеснена другим фотографическим процессом – ферротипией. Это способ получения устойчивого изображения, в котором стеклянная пластина была заменена на металлическую, покрытую черной или темно-коричневой эмалью. Использование тонких листов железа вместо стекла позволило еще более снизить стоимость производства снимка. В остальном же метод не претерпел каких-либо существенных изменений по сравнению с амбротипией. Единственное, что благодаря лаку на металлической поверхности удалось также добиться большей долговечности готовых фотоотпечатков. Невысокая стоимость и простота фотографического процесса обеспечили ферротипии или тинтайпу (от англ. слова tin – олово) огромную популярность. Тинтайпы использовались в течение долгого времени, практически до 50-х годов прошлого века.

Найдите процесс сухого коллодия [ править ]

Чрезвычайное неудобство экспонирования влажного коллодия в полевых условиях привело ко множеству попыток разработать процесс сухого коллодия, который можно было бы обнажить и проявить через некоторое время после нанесения покрытия. Было испробовано большое количество методов, но ни один из них так и не оказался действительно практичным и последовательным в работе. Известные ученые, такие как Джозеф Сайдботэм , Ричард Кеннетт , майор Рассел и Фредерик Чарльз Лютер Враттен, пытались, но так и не добились хороших результатов. [ необходима цитата ]

Обычно методы включают покрытие или смешивание коллодия с веществом, препятствующим его быстрому высыханию. Пока коллодий оставался хотя бы частично влажным, он сохранял некоторую чувствительность. Обычные процессы включали такие химические вещества, как глицерин , нитрат магния , дубильная кислота и белок . Другие были связаны с более неожиданными веществами, такими как чай, кофе, мед, пиво и, казалось бы, бесконечными их комбинациями. [ необходима цитата ]

Многие методы в какой-то степени работали; они позволяли пластине экспонироваться через несколько часов или даже дней после нанесения покрытия. У всех них был главный недостаток — они работали очень медленно. Изображение может потребовать от трех до десяти раз большей экспозиции на сухой пластине, чем на влажной. [ необходима цитата ]

Коллодиевая эмульсия

Британский ветеран наполеоновской эпохи Полуостровная война с женой, около 1860 г., тонировка вручную амбротипия используя отбеленный коллодий положительный процесс.

В 1864 году В. Б. Болтон и Б. Дж. Сэйс опубликовали идею процесса, который произвел революцию в фотографии. Они предположили, что чувствительные соли серебра образуются в жидком коллодии, а не осаждаются на месте на поверхности пластины. Затем можно было изготовить светочувствительную пластину, просто пропустив эту эмульсию по поверхности стеклянной пластины; ванна с нитратом серебра не требовалась.

Вскоре эта идея была реализована. Сначала была разработана эмульсия для печати с использованием хлорида серебра. Эти эмульсии были медленными, и их нельзя было проявить, поэтому они в основном использовались для позитивной печати. Вскоре были получены эмульсии йодида и бромида серебра. Они оказались значительно быстрее, и изображение можно было получить в процессе разработки.

Эмульсии также имели то преимущество, что они могли быть промытый. В процессе влажного коллодия нитрат серебра реагировал с галогенидной солью; йодид калия, например. Это привело к двойной реакции замещения. Ионы серебра и йода в растворе прореагировали, образуя йодид серебра на пленке коллодия. Однако в то же время из ионов калия в иодиде и нитрат-ионов в серебре также образуется нитрат калия. Эту соль нельзя было удалить мокрым способом. Однако в эмульсионном процессе он может быть вымыт после образования эмульсии.

Скорость эмульсионного процесса была ничем не примечательна. Он был не таким быстрым, как обычный мокрый процесс, но и далеко не таким медленным, как процесс сухого формования. Его главным преимуществом было то, что каждая пластина вела себя одинаково. Несоответствия в обычном процессе были редкими.

Мокрый коллодионный процесс (Wet Plate Collodion)

Этот процесс в основном использовался для изготовления негативов в альбуминовой и соляной печати. По популярности эти два способа значительно опередили все остальные способы печати того времени. Преимущество коллодия заключалось как в улучшенном разрешении фотоснимков, так и в уменьшенном времени экспозиции.

Коллодий изготавливался из нитрата целлюлозы, растворяемом в эфире или алкоголе. Полученной сиропообразной субстанцией, смешанной с иодидами и бромидами, равномерно поливалась полированная стеклянная пластинка. Не дожидаясь полного ее высыхания — пластинку помещали в раствор нитрата серебра, который и создавал светочувствительный слой. После этого еще влажная пластинка экспонировалась в камере и немедленно проявлялась, пока коллоид находился во влажном состоянии.

Каждый фотограф, желавший делать снимки вне своей студии, вынужден был носить с собой полный набор химикатов и приспособлений для полива эмульсии и проявления пластинок. Кроме того, поскольку процессы должны были вестись в темноте (или неактиничном освещении), требовался небольшой переносной тент. В настоящее время фотографы, занимающиеся подобными процессами (например, Sally Mann), используют собственные машины в качестве передвижных лабораторий.

Фотограф в походном снаряжении

Походный комплект для Wet-plate в разложенном виде

France Scully Osterman, Алтарный камень, 1996, 33 × 45,7 см, тонированный желатиносеребряный отпечаток с коллодионного стеклянного негатива

Sally Mann, Без названия из серии «Deep South», 1998, 101,6 × 127 см, желатиносеребряный отпечаток с коллодионного стеклянного негатива

Sally Mann, Без названия из серии «Deep South», 1998, 101,6 × 127 см, желатиносеребряный отпечаток с коллодионного стеклянного негатива

Альбумин – сухой яичный белок

Альбумин пищевой, по сути, является прошедшим обработку белком куриного яйца. На его долю приходится больше 50% массы яйца, при этом сам белок в большей степени состоит из воды.

Белок альбумин получается путем обезвоживания яичного белка, но плюс получившегося порошка в том, что он не теряет питательных свойств, за что ценится и применяется во многих сферах.

Сегодня без использования куриных яиц хлебобулочную и кондитерскую промышленность представить трудно. Но яйцо – продукт скоропортящийся и хрупкий, а это сопряжено с множеством неудобств в его хранении, транспортировке, использовании.

Для его хранения нужны холодильники, для транспортировки – специальная тара, а при использовании нужно внимательно следить, чтобы яйца не были с трещинками, потому что это явная угроза здоровью.

Именно по этой причине и был придуман альбумин – натуральный концентрат, получаемый после сушки яиц.

Применение альбумина

Альбумин выпускается в виде порошка кремового оттенка. Он имеет легкий яичный аромат, но без ярко выраженного вкуса.

Яичный альбумин обладает рядом достоинств:

– он может служить заменой яйцам, а это избавляет от беспокойства за их свежесть, возможность заразиться сальмонелезом или другими болезнями, вызванными микроорганизмами;

– яйца быстро портятся, в отличие от порошка, который может храниться в открытом виде не менее года;

– если по рецепту необходим только белок (например, в приготовлении пирожного безе), не придется беспокоиться о том, что делать с ненужными желтками;

– альбумин пищевой в закрытой упаковке может храниться несколько лет, а в открытом виде при комнатной температуре и в сухом помещении долгое время (все, что ему нужно – герметично закрытый пакет и темное помещение).

Яичный белок альбумин используется довольно широко в разных сферах

Применение альбумина в спортивном питании необходимо для пополнения организма белком. На порошке делают протеиновые коктейли, и благодаря идеально сбалансированному составу аминокислот, человек получает оптимальную дозу полезных веществ. В частности, он обеспечивает эффект сжигания жира, способствует росту мышечной массы, человек становится более энергичным.

Но самое широкое применение яичный альбумин нашел в пищевой промышленности. Его добавляют в хлебобулочные изделия, используют для приготовления майонезов, соусов, коктейлей, пудингов.

В кондитерском производстве сухой яичный белок нашел свое применение как отличный способ удержать форму взбитой массы, стойкую пену. Им предпочитают заменять свежий белок, когда готовят суфле, безе, конфеты “Птичье молоко” или воздушный декор для тортов. Взбитая масса получается быстро и не опускается длительное время.

Именно поэтому многие кондитеры, чтобы избежать рисков, принципиально не применяют в этих случаях свежий яичный белок. Если нужно быстро приготовить десерт воздушной консистенции, обязательно используют альбумин.

Кстати, десерты макарунс своим внешним видом обязаны именно ему!

Применение альбумина незаменимо в приготовлении меренги, где большое количество ягод существенно повышает % влаги в массе. С жидким пюре работать сложно, и если добавить в него жидкие белки, это только усугубит положение.

В этом случае лучше использовать порошковый белок.

Кондитеры предпочитают сухой белок для ускорения технологического процесса приготовления некоторых изделий, для снижения энергозатрат и времени, повышения санитарного уровня производства и стабильности качества кондитерских изделий.

В пользу использования белкового порошка говорит и тот факт, что всего в 1 кг содержится питательных веществ как в 316 яйцах!

Сухой яичный белок альбумин содержит витамины группы РР, В, Н, обогащен кальцием, магнием, серой, натрием, калием, железом, молибденом, йодом и цинком.

 Яичный белок КондиПРО?

Яичный белок можно купить во многих магазинах кондитерских изделий. Альбумин, цена которого доступна широкому кругу покупателей, может продаваться в упаковках разной вместительности.

Это могут быть герметичные пакеты маленького объема, очень удобные для частного использования или коробки большого объема.

Столовые, кафе, рестораны, пекарни, кондитерские и предприятия пищевой промышленности закупают альбумин коробками.

Где купить яичный белок, если вы не житель северной столицы? На сайте “Конди про” можно оформить заказ с доставкой в любой населенный пункт страны.

Появление амбротипии в фотографии

Амбортипия является одним из вариантов колодионного процесса и была также открыта Арчером. Суть способа заключается в том, что негативное изображение, полученное на мокроколлодионной пластинке, при наложении на темный фон становилось позитивным.

 

Процесс обработки стеклянной платины коллодионной эмульсией

Эффект достигался потому, что через неэкспонированные участки просвечивала черная подложка, а места, где плотность серебра была выше на черном фоне выглядели светлыми.

Патент на технологию в 1854 году получил Джеймс Каттинг. Использовалась она в основном для изготовления портретов и скоро составила конкуренцию дагерротипам, будучи проще и дешевле при внешнем сходстве результатов.

Методы мокроколлодионных пластин и амбротипии успешно применялись до появления в 70-х годах XIX в. сухих бромжелатиновых негативов.

Вы участвуете в этих фотоконкурсах?

Начало: 17-07-2022
Фотографии принимаются до: 02-08-2022
Голосование до: 06-08-2022

Тема: насекомые

Жанр: макрофотография, объектная фотография

Начало: 02-07-2022
Фотографии принимаются до: 28-07-2022
Голосование до: 02-08-2022

Тема: отражение

Жанр: жанровая фотография, все жанры

Интересные публикации на сайте

Термин «экспозиция» обозначает объем светового излучения, который попадает на чувствительный к свету материал за конкретный отрезок времени. На экспозицию влияют три фактора – чувств…

История фотографии включает в себя достаточно долгий период. Менялся фотопроцесс, менялись и фотоматериалы, отображающие измененное состояние после электромагнитного облучения.Основные виды фотоматери…

Новые фотоконкурсы на сайте

Начало: 17-07-2022
Фотографии принимаются до: 02-08-2022
Голосование до: 06-08-2022

Тема: насекомые

Жанр: макрофотография, объектная фотография

Начало: 15-07-2022
Фотографии принимаются до: 06-08-2022
Голосование до: 10-08-2022

Тема: дети

Жанр: детский портрет, жанровая фотография

Амбротипия

50-е годы XIX века также ознаменовались появлением мокроколлоидного процесса или амбротипии. Этот способ получения фотографического изображения способствовал массовому распространению фотографии. Традиционные для того времени дагеротипия и калотипия были не доступны широкому кругу людей из-за использования дорогостоящих компонентов на основе серебра. Англичанин Фредерик Скотт Арчер в 1851 году представил свое изобретение, суть которого состояло в применении фотопластинок с коллодионной эмульсией. Для получения такой эмульсии поверхность стеклянной пластинки покрывали раствором йодистого калия в коллодии. Далее ее обрабатывали раствором азотнокислого серебра, вследствие чего и возникала так называемая коллодионная эмульсия. Ее особенность заключалась в том, что она не проявлялась в сухом состоянии, поэтому осуществлять съемку необходимо было тогда, когда пластинка еще оставалась влажной. После экспонирования и проявления пластинки железным проявителем получалось позитивное изображение.

По сравнению с дагеротипией и калотипией, метод Фредерика Скотт Арчера позволял получать отпечатки с лучшей детализацией и более различимыми оттенками. Кроме того, позитивные коллодионные пластинки обладали лучшей сохранностью. Впрочем, амбротипия лишь ненадолго заняла место наиболее популярного способа получения фотоотпечатков и уже вскоре была также вытеснена более прогрессивными методами. Главный минус амбротипии заключался в том, что все манипуляции необходимо было проводить, пока пластинка еще оставалась влажной. Это обстоятельство создавало существенные неудобства для фотографов.

Состав и развитие

Коллодием представляет собой нитрат целлюлозы растворяют в смеси спирта и эфира , который был распространен через стеклянную пластину. Когда эта сиропообразная смесь начинает застывать на стекле, пластину погружают в ванну с нитратом серебра для ее сенсибилизации, соли, содержащиеся в пленке, таким образом превращаются в светочувствительный галогенид серебра . Затем пластину осушают и переносят в светонепроницаемую раму. Все эти операции проводятся в темном помещении. Затем можно сделать снимок из фото-комнаты . Затем пластина должна быть немедленно проявлена ​​в камере, освещенной ярко-красным светом (нитрат серебра нечувствителен к красному свету) с помощью галловой кислоты или сульфата железа, а затем зафиксирован тиосульфатом натрия или цианидом калия .

Этот процесс использовался в фотогравировке до 1950-х годов и позже.

Используйте [ редактировать ]

Северный Сидней и Сиднейская гавань, К. Бейлисс Б. Холтерманн, 1875, колоссальная негативная пластинка из коллодиевого стекла.

Несмотря на свои недостатки, коллодий для влажных пластин стал чрезвычайно популярным. Его использовали для портретной, пейзажной, архитектурной и художественной фотографии. необходима цитата Самые большие негативы из коллодиевых стеклянных пластин, произведенные в девятнадцатом веке, были сделаны в Сиднее, Австралия, в 1875 году. Они были сделаны профессиональным фотографом Чарльзом Бейлиссом с помощью богатого фотографа-любителя Бернхарда Отто Холтерманна, который также финансировал проект.

Бейлисс и Холтерманн изготовили четыре известных стеклянных негатива, все из которых были сняты со специальной камеры Холтерманна в башне его особняка в Северном Сиднее. Два из них были размером 160 x 96,5 см (5,1 фута x 3,08 фута) и составляли панораму Сиднейской гавани от Гарден-Айленда до Миллерс-Пойнт. Два других были 136 х 95 см (4,4 х 3,1 фута) и принадлежали Харбор и Гарден Айленд и Лонгнос-Пойнт. Три из четырех сейчас принадлежат Государственной библиотеке Нового Южного Уэльса .

Процесс мокрой пластины используется рядом художников и экспериментаторов, которые предпочитают его эстетические качества качествам более современного процесса желатинового серебра. необходима цитата Всемирный день мокрых пластин проводится ежегодно в мае для современных практиков.

21-го века

Процесс мокрого пластинчатого коллодия пережил возрождение в качестве исторической техники в двадцать первом веке. Есть несколько практикующих амбротипистов и художников-художников, которые регулярно создают и создают изображения, например, на инсценировках гражданской войны и фестивалях искусств . Фотографы изобразительного искусства используют этот процесс и его созданную вручную индивидуальность для выставок в галереях и для личной работы. Есть несколько производителей оборудования для воспроизведения, и многие художники работают с коллодием по всему миру. Этому процессу обучают на семинарах по всему миру, и несколько учебных пособий и руководств уже напечатаны. Среди современных художников-коллодиев Салли Манн , Бен Коши , Борут Петерлин   , Джон Коффер, Джони Стернбах , Дэвид Эмитт Адамс, Марк Остерман, Франс Скалли Остерман, Крейг Мерфи , Джек Дабагиан, Линдси Росс, Сэм Доул, Мег Тернер и Пол. d’Orléans / Susan McLaughlin Джеймс Уокер и Лютер Герлах. Есть еще много других, которые внесли свой вклад в продвижение этого процесса в современную эпоху.

Ссылки [ править ]

  1. ^ Таулер, Джон (1864). Серебряный солнечный луч . Нью-Йорк: Джозеф Х. Лэдд. ISBN 0-87100-005-9. Проверено 14 сентября 2018 года .
  2. ^ Brummm Magazine , Выпуск № 2, 2016
  3. ^ » Бен Каучи «, Фонд искусств (Новая Зеландия). Проверено 13 февраля 2019.
  4. ^ Surf Сайт Tin Тип, 2015, Damiani Editore, Милан
  5. ^ «Процесс / Заявление художника» . Мэг Тернер . Проверено 29 августа 2019 года .
  6. ^ «MotoTintype | ГЛАВНАЯ» . mototintype.com . Проверено 29 августа 2019 года .
  7. Перейти ↑ The Alchemists, 1903 Magazine , Issue 1, 2016
  8. ^ Художественная фотография (07.07.2010). «Коллодиевая фотография: автопортрет в цианиде» . Telegraph.co.uk . Проверено 14 марта 2013 .
  9. ^ ФОТОГРАФИИ Холтермена . (1875, 9 ноября). Evening News (Сидней, Новый Южный Уэльс: 1869-1931), стр. 2. Проверено 4 ноября 2018 г.
  10. В настоящее время особняк является частью Сиднейской гимназии англиканской церкви (обычно известной как школа Шор или Шор).
  11. ^ БЕРНАРД ОТТО ХОЛТЕРМАН . (1875, 11 декабря). Illustrated Sydney News и New South Wales Agricist and Grazier (NSW: 1872–1881), стр. 3
  12. ^ «Главная — Всемирный день коллодия мокрых пластин» . Всемирный день коллодия для влажных пластин . Проверено 23 марта 2016 .

Дэви, ДДТ (1870), Секреты темной камеры: быть фотографическими формулами , Лэдд , получено 27 августа 2015 г.

Платинотипия

Платиновые фотоотпечатки появились в 80-е годы XIX века. Для их создания использовалась обычная бумага, которую подвергали воздействию солями железа и платины. Затем бумага экспонировалась через контактный негатив до появления изображения. Полученные платиновые отпечатки отличались очень высоким качеством с четким и контрастным изображением. Однако интерес к платиновым фотоотпечаткам сохранялся не так долго, как на это можно было надеяться, учитывая преимущества такой технологии. Дело в том, что платина в начале XX века стала резко дорожать и вскоре стала стоить в несколько десятков раз дороже, чем серебро. В результате, фотографы вынуждены были отказаться от использования платинового процесса для получения готовых снимков.

Эти и другие способы получения фотографического изображения оставили свой след в развитии фотографии. Совершенствуя методы получения фотоотпечатков, ученые и энтузиасты продвигали фотографию в массы, делая ее более доступной и интересной широкому кругу людей. В наши дни фотографы пытаются подчеркнуть в этих старинных фотографических методах нечто необычное и интересное, что могло бы использоваться в современной фотографии для получения действительно впечатляющих и ярких снимков.

Платиновая печать

Для того, чтобы сделать платиновый отпечаток, лист бумаги, сенсибилизированный солями железа и платины, экспонируется через контактный негатив до появления изображения. При дальнейшем проявлении железные соли замещаются платиной, а изображение становится более четким и контрастным.

По причине исключительной тональной широты и качества поверхности платиновых отпечатков множество арт-фотографов конца XIX и начала XX веков были приверженцами этого процесса. Платиновый процесс был разработан в 1870-х годах и был очень распространен до первой мировой войны, когда цены на платину существенно выросли, сделав процесс очень дорогим.

Платиновые отпечатки были заменены схожими, но менее дорогими палладиевыми отпечатками. Платино-палладиевый процесс совмещает платиновый и палладиевый растворы для экономии более дорогой платины. Платиново-палладиевые отпечатки наиболее стабильны для архивного хранения из всех фотоотпечатков, сделанных на основе металлов. Возможно тонирование отпечатка хлоридом золота.

Ray Spence, Натюрморт, 10,2 х 12,7 см, платиновая печать


Ray Spence, Клематис, 10,2 х 12,7 см, платиновая печать

Преимущества

Портативная фотостудия в Ирландии XIX века. Процесс влажного коллодия иногда приводил к появлению переносных темных кабинетов, поскольку фотографические изображения приходилось проявлять, пока пластина была еще влажной.

Анимация, иллюстрирующая детали, обнаруженные на фотографии с влажным коллодием, сделанной в Хилл-Энде в 1872 году.

В процессе коллодия на прозрачной подложке (стекле) получалось негативное изображение. Это было усовершенствованием процесса калотипирования , открытого Генри Фоксом Талботом , который полагался на бумажные негативы, и дагерротипа , который давал уникальное позитивное изображение и не мог быть воспроизведен. Таким образом, коллодионный процесс объединил желаемые качества калотипического процесса (позволяющий фотографу сделать теоретически неограниченное количество отпечатков с одного негатива) и дагерротипа (создавая резкость и ясность, которые не могли быть достигнуты с бумажными негативами). Коллодионная печать обычно выполнялась на белковой бумаге .

Поскольку коллодий представляет собой липкую и прозрачную среду, которую можно пропитать раствором нитрата серебра во влажном состоянии, он идеально подходит для покрытия устойчивых поверхностей, таких как стекло или металл, для фотографии. Когда металлическая пластина покрывается коллодием, заряжается нитратом серебра, экспонируется и проявляется, это дает прямое положительное изображение на пластине, хотя и перевернутое в боковом направлении (левое и правое будут перевернуты, как в зеркале). При нанесении покрытия на стекло изображение становится негативом и может быть легко воспроизведено на фотобумаге. Это было огромным преимуществом перед дагерротипом, который нельзя было воспроизвести напрямую. Влажная пластина / коллодий также является относительно недорогим процессом по сравнению с предшествующим процессом и не требует полировального оборудования или чрезвычайно токсичных дымовых ящиков, необходимых для дагерротипа. При использовании стекла в качестве носителя стоимость изображения была намного меньше, чем у специальных посеребренных медных пластин, и более прочной, чем у бумажных негативов. Процесс также был очень быстрым для того времени: для экспонирования изображения при дневном свете требовалось всего несколько секунд, а не 30 или более секунд для других форм фотографии, доступных в середине 1800-х годов.

Пример приготовления коллодиевой эмульсии [ править ]

Тон или стиль этого раздела могут не отражать энциклопедический тон, используемый в Википедии . См. Рекомендации в руководстве Википедии по написанию лучших статей . ( Декабрь 2014 г. ) ( Узнайте, как и когда удалить этот шаблон сообщения )

Ниже приведен пример приготовления коллодиевой эмульсии конца 19 века. Язык был адаптирован, чтобы стать более современным, а единицы измерения преобразованы в метрические.

4,9 г пироксилина растворяют в 81,3 мл спирта , 148 мл эфира .
13 граммов бромида цинка растворяют в 29,6 мл спирта. Добавляют четыре-пять капель азотной кислоты . Это добавляется к половине коллодия, сделанного выше.
21,4 грамма нитрата серебра растворяют в 7,4 мл воды. Добавляют 29,6 мл спирта. Затем его выливают в другую половину коллодия; brominized коллодиевая заглядывал, медленно, при перемешивании.
В результате получается эмульсия бромистого серебра . Оставляют созревать от 10 до 20 часов, пока не приобретет кремообразную консистенцию. Затем его можно использовать или постирать, как описано ниже.
Для мытья эмульсия выливается в посуду и растворители выпариваются до тех пор, пока коллодий не станет студенистым. Затем его промывают водой, а затем спиртом. После промывки его снова растворяют в смеси эфира и спирта, и затем он готов к использованию.
Эмульсии, созданные таким образом, можно было использовать во влажном состоянии, но они часто наносились на пластину и сохранялись аналогично сухому процессу.
Пластины эмульсии коллодия были разработаны в щелочном проявителе, что мало чем отличается от тех, которые широко используются сегодня. Ниже приводится пример формулы.
Часть A: пирогалловая кислота 96 г, спирт 1 унция.
Компонент B: бромид калия 12 г, дистиллированная вода 30 мл
Компонент C: карбонат аммония 80 г воды 30 мл

При необходимости смешайте 0,37 мл A, 2,72 мл B и 10,9 мл C. Вылейте смесь по пластине до проявления. Если используется сухая пластина, сначала смойте консервант в проточной воде. [ необходима цитата ]

Исторический

Отрицательный результат на влажный коллодий, полученный J. Laurent в Вальядолиде . Это стереоскопическая фотография .

Капитолий, Тулуза (1859 г.). Фотография на негативной пластине с влажным коллодием, сделанная Эженом Трутатом и хранящаяся в музее Тулузы , цифровой позитив.

Этот процесс был очень популярен примерно до 1870-1880 гг., Потому что он позволял получать изображения высокой четкости и отображать особенно широкий диапазон серого.

Однако у него был один серьезный недостаток: негатив нужно было подготовить, экспонировать, а затем проявить в очень короткое время, потому что после высыхания он немел и, если снимок уже был сделан, его невозможно было проявить. В зависимости от температуры и влажности окружающей среды продолжительность операции не должна превышать 15–30 минут.

Именно этот процесс использовал фотограф Идверд Мейбридж для создания своих фотографий скачущих лошадей и других хронофотографий . Эту технику также использовала Салли Манн в своей серии фотографий What Remains в 2003 году.

Это позволит изобретению двух других нововведений в области фотографии: в ферротипия по Адольфу-Alexandre Martin и panotype по Жан — Николя Truchelut .

С 2009 года Эрик Антуан переназначает этот процесс на современные или неподвластные времени предметы.

В 2010 году в Центре фотографии Iris в Париже прошла выставка фотографий американского художника Куинна Джейкобсона , который использует технику влажного коллодия для рисования своих фотографий. Художник хотел вернуться к этой технике, чтобы найти всю материальность фотографической практики, которая имеет тенденцию больше приближаться к цифровой материальности, которой в настоящее время, кажется, труднее манипулировать в кустарных масштабах .

Историческая справка

Мокрый коллодионный процесс был изобретён независимо друг от друга англичанами Фредериком Скоттом Арчером (b) и Робертом Бинэмом, а также французом Гюставом Лёгре. Первая публикация изобретения датируется 1851 годом (b) и целиком приписывается Арчеру. Изобретение произвело настоящую революцию в фотографии, позволив получать снимки высокого качества с очень короткими выдержками (b) . По сравнению с дагеротипией выдержки сократились в среднем в 50 раз. Это избавило от мучительного неподвижного сидения перед фотоаппаратом (b) при создании портрета (b) . Кроме того, создание технологии практически совпало по времени с появлением так называемой «дневной фотобумаги (b) », пригодной для контактной печати (b) . В результате негативное (b) изображение на фотопластинке (b) , получаемое коллодионным способом, могло тиражироваться так же, как в калотипии (b) . В отличие от последней, где галогениды серебра впитывались в бумагу, в новом процессе они смешивались с коллодием (b) и наносились на прозрачную стеклянную подложку без какой-либо фактуры, снижающей качество снимка. В 1854 году изобретатель калотипии Тальбот (b) пытался через суд заявить свои права на коллодионный процесс, ссылаясь на использование негативно-позитивного принципа и проявления (b) . Однако, суд счёл его претензии неубедительными, освободив технологию от патентных ограничений.

По сравнению с дагеротипами, рассматривание которых сопряжено с определёнными трудностями, изображение на альбуминовых отпечатках с коллодионных негативов отчётливо видимо при любом освещении, как на современных фотографиях. Изобретению коллодионного процесса предшествовало открытие коллодия, ставшего одним из ключевых компонентов технологии. В 1847 году американский студент Джон Паркер Мейнард растворил нитроцеллюлозу (b) , появившуюся годом ранее, в смеси эфира и спирта, получив липкое вещество. При высыхании оно образовывало на твёрдой поверхности тонкую прочную плёнку и было названо «коллодием» (от греч. «колос» — липкий). Сразу после открытия Мейнарда коллодий получил распространение в медицине (b) в качестве жидкого пластыря. Фредерик Скотт Арчер, использовавший калотипию для съёмки своих скульптурных работ, решил её усовершенствовать, соединив коллодий с солями серебра. Для приготовления светочувствительной смеси он растворял йодистые соли в коллодии, а затем наносил эту смесь на отполированную стеклянную пластинку. После застывания коллодия пластинка была готова к сенсибилизации (b) . Непосредственно перед съёмкой она погружалась в раствор азотнокислого серебра (b) .

Передвижная фотолаборатория (b) для коллодионного процесса

В результате в коллодии образовывались микрокристаллы йодистого серебра, придающего ему светочувствительность. Сразу после этого фотопластинка экспонировалась и проявлялась водно-спиртовым раствором пирогаллола (b) , а затем закреплялась в растворе гипосульфита (b) . Впоследствии в качестве светочувствительного вещества оказались пригодными также соли брома, дающие при взаимодействии с азотнокислым серебром бромосеребряные кристаллы. Коллодионный процесс оказался настолько технологичным, что в течение всего нескольких лет вытеснил дагеротипию и полностью заменил негативную стадию калотипии. Единственным недостатком оказались неудобства внестудийной съёмки, поскольку коллодий становился непроницаемым для проявителя всего за 10—15 минут из-за быстрого испарения эфира и кристаллизации растворимых солей. Однако, даже это было преодолимо при помощи передвижных фотолабораторий-палаток (b) , в которых фотопластинки готовились и проявлялись сразу после съёмки. С помощью коллодионного процесса были получены первые военные фоторепортажи, снимавшиеся Роджером Фентоном (b) во время Крымской войны (b) . Благодаря большой разрешающей способности (b) и дешевизне мокрый коллодионный процесс использовался в некоторых областях технической фотографии (например, для изготовления шкал и в полиграфии (b) ) вплоть до 2000-х годов.

Первые в истории батальные фотографии

В качестве самого яркого и известного примера использования мокроколлодионного процесса обычно вспоминают так называемую Крымскую кампанию Роджера Фэнтона — основателя (1853) и первого почетного секретаря Королевского фотографического общества Лондона. Когда в конце марта 1854 года Англия и Франция объявили России войну, британское правительство сформировало небольшое фотографическое подразделение, в состав которого в 1855 году и вошел Роджер Фэнтон. Лаборатория была организована в фургоне, получившем название «фотографический», на котором они с двумя ассистентами передвигалась по горным дорогам Крыма. В течение трех месяцев он сделал более 350 фотографий, используя коллодионный процесс. Его работы — поля сражений, портреты героев, бои за Балаклаву и Севастополь — стали первыми фотодокументами в истории фотографии.

Хотя мокрые коллодионные пластинки предназначались и использовались для получения негативов, с которых получались позитивные отпечатки, еще Арчер заметил, что, если рассматривать негатив на фоне темной поверхности, то получающееся изображение выглядит как позитив: светлые участки становятся черными, а темные — светлыми.

Так появились амбротипы (от греческого слова ambrotos — «неизменный» либо «бессмертный») или коллоидные позитивы — негативные портреты на стекле с подложкой из бархата, бумаги или просто закрашенные краской с обратной стороны. Запатентован этот процесс был в только в 1854 году в США Джеймсом Амброзом Каттингом. Широкое применение это изобретение получило главным образом в создании портретов. Амбротипия быстро стала конкурентом дагеротипии, так как была проще и дешевле в изготовлении и на первый взгляд мало чем от нее отличалась. Особенно благодаря аналогичному оформлению — часто портрет преподносился клиентам в таком же «фирменном» бархатном или кожаном футляре, как и дагеротип.

Мокроколлодионные пластины и амбротипы в 1870-х годах начали вытесняться сухими бромжелатиновыми негативами. Ну а сейчас фотографии с подобным колоритом можно получить через съемку на длинной выдержке, если уметь хорошо пользоваться этой опцией.

z

Семейный портрет. Амбротип.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Область фото
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: