Отпечатки на солёной бумаге
Для изображений на солёной бумаге характерны мягкость и пониженная контрастность. Технология позволяет хорошо прорабатывать цвета. От фотографа требовались скорость и точное понимание предмета съёмки, так как солёная бумага могла храниться неиспользованной всего несколько дней. Необычную бумагу создал в 1834 году Уильям Генри Фокс Тальбот.
Аполлинарий Горавский. Портрет девушки. 1867. Солёная бумага, масло. Собрание Мультимедиа Арт Музея, Москва
Первые опыты изобретателя представляли собой фотокопии, сделанные контактным способом. Тальбот взял бумагу обработанную хлористым серебром, выдержал на свету в течение часа, а затем приложил к ней светочувствительную бумагу, снова обработал светом и получил отпечаток. Для изготовления солёной бумаги он поместил тонкую бумагу высокого качества в раствор поваренной соли, высушил её, далее обработал раствором азотнокислого серебра с добавлением винной или лимонной кислоты. Благодаря химической реакции поверхность листа покрывалась хлористым серебром. Затем бумага была высушена в темноте. На свету она экспонировалась уже до проявления изображения, а чтобы оно не исчезло, лист промывался и покрывался гипосульфитом.
Альбуминовая печать
Эту технику в 1850 году изобрёл Луи Бланкар-Эврар. Её преимущество заключалось в способности отображать мелкие детали и осуществлять многократную печать с одного негатива.
Альбуминовую печать можно узнать по гладкой, полуматовой или чуть глянцевой поверхности снимка с приятным тёплым оттенком. Техника допускает раскраску вручную акварелью и анилиновыми красками. Такие отпечатки очень тонкие, поэтому почти всегда монтируются на паспарту или помещаются в альбом.
Александр Эйхенвальд. Портрет Софьи Алексеевны Бобринской. 1867−1871. Альбуминовый отпечаток, акварель. Собрание Мультимедиа Арт Музея, Москва
Метод основан на использовании альбумина, получаемого из яичного белка. Бумагу покрывали эмульсией яичного белка и поваренной соли, затем помещали в водный раствор нитрата серебра. Так бумага становилась светочувствительной. Получавшийся бумажный материал просушивали в темноте, а после совмещали с негативом, чаще всего изготовленным из стекла, выдерживали под прямыми солнечными лучами до тех пор, пока не проявлялось изображение. Финальная стадия процесса — фиксация снимка. Она осуществлялась в специальной ванне с тиосульфатом натрия, который предотвращал дальнейшее потемнение и выцветание. После этого снимок тонировался.
Мокрый коллодионный процесс (Wet Plate Collodion)
Этот процесс в основном использовался для изготовления негативов в альбуминовой и соляной печати. По популярности эти два способа значительно опередили все остальные способы печати того времени. Преимущество коллодия заключалось как в улучшенном разрешении фотоснимков, так и в уменьшенном времени экспозиции.
Коллодий изготавливался из нитрата целлюлозы, растворяемом в эфире или алкоголе. Полученной сиропообразной субстанцией, смешанной с иодидами и бромидами, равномерно поливалась полированная стеклянная пластинка. Не дожидаясь полного ее высыхания — пластинку помещали в раствор нитрата серебра, который и создавал светочувствительный слой. После этого еще влажная пластинка экспонировалась в камере и немедленно проявлялась, пока коллоид находился во влажном состоянии.
Каждый фотограф, желавший делать снимки вне своей студии, вынужден был носить с собой полный набор химикатов и приспособлений для полива эмульсии и проявления пластинок. Кроме того, поскольку процессы должны были вестись в темноте (или неактиничном освещении), требовался небольшой переносной тент. В настоящее время фотографы, занимающиеся подобными процессами (например, Sally Mann), используют собственные машины в качестве передвижных лабораторий.
Фотограф в походном снаряжении |
Походный комплект для Wet-plate в разложенном виде |
France Scully Osterman, Алтарный камень, 1996, 33 × 45,7 см, тонированный желатиносеребряный отпечаток с коллодионного стеклянного негатива |
Sally Mann, Без названия из серии «Deep South», 1998, 101,6 × 127 см, желатиносеребряный отпечаток с коллодионного стеклянного негатива |
Sally Mann, Без названия из серии «Deep South», 1998, 101,6 × 127 см, желатиносеребряный отпечаток с коллодионного стеклянного негатива |
Коллодиевая эмульсия
Британский ветеран наполеоновской эпохи Полуостровная война с женой, около 1860 г., тонировка вручную амбротипия используя отбеленный коллодий положительный процесс.
В 1864 году В. Б. Болтон и Б. Дж. Сэйс опубликовали идею процесса, который произвел революцию в фотографии. Они предположили, что чувствительные соли серебра образуются в жидком коллодии, а не осаждаются на месте на поверхности пластины. Затем можно было изготовить светочувствительную пластину, просто пропустив эту эмульсию по поверхности стеклянной пластины; ванна с нитратом серебра не требовалась.
Вскоре эта идея была реализована. Сначала была разработана эмульсия для печати с использованием хлорида серебра. Эти эмульсии были медленными, и их нельзя было проявить, поэтому они в основном использовались для позитивной печати. Вскоре были получены эмульсии йодида и бромида серебра. Они оказались значительно быстрее, и изображение можно было получить в процессе разработки.
Эмульсии также имели то преимущество, что они могли быть промытый. В процессе влажного коллодия нитрат серебра реагировал с галогенидной солью; йодид калия, например. Это привело к двойной реакции замещения. Ионы серебра и йода в растворе прореагировали, образуя йодид серебра на пленке коллодия. Однако в то же время из ионов калия в иодиде и нитрат-ионов в серебре также образуется нитрат калия. Эту соль нельзя было удалить мокрым способом. Однако в эмульсионном процессе он может быть вымыт после образования эмульсии.
Скорость эмульсионного процесса была ничем не примечательна. Он был не таким быстрым, как обычный мокрый процесс, но и далеко не таким медленным, как процесс сухого формования. Его главным преимуществом было то, что каждая пластина вела себя одинаково. Несоответствия в обычном процессе были редкими.
Найдите процесс сухого коллодия [ править ]
Чрезвычайное неудобство экспонирования влажного коллодия в полевых условиях привело ко множеству попыток разработать процесс сухого коллодия, который можно было бы обнажить и проявить через некоторое время после нанесения покрытия. Было испробовано большое количество методов, но ни один из них так и не оказался действительно практичным и последовательным в работе. Известные ученые, такие как Джозеф Сайдботэм , Ричард Кеннетт , майор Рассел и Фредерик Чарльз Лютер Враттен, пытались, но так и не добились хороших результатов. [ необходима цитата ]
Обычно методы включают покрытие или смешивание коллодия с веществом, препятствующим его быстрому высыханию. Пока коллодий оставался хотя бы частично влажным, он сохранял некоторую чувствительность. Обычные процессы включали такие химические вещества, как глицерин , нитрат магния , дубильная кислота и белок . Другие были связаны с более неожиданными веществами, такими как чай, кофе, мед, пиво и, казалось бы, бесконечными их комбинациями. [ необходима цитата ]
Многие методы в какой-то степени работали; они позволяли пластине экспонироваться через несколько часов или даже дней после нанесения покрытия. У всех них был главный недостаток — они работали очень медленно. Изображение может потребовать от трех до десяти раз большей экспозиции на сухой пластине, чем на влажной. [ необходима цитата ]
Ферротипия или тинтайп
Во второй половине XIX века амбротипия была вытеснена другим фотографическим процессом – ферротипией. Это способ получения устойчивого изображения, в котором стеклянная пластина была заменена на металлическую, покрытую черной или темно-коричневой эмалью. Использование тонких листов железа вместо стекла позволило еще более снизить стоимость производства снимка. В остальном же метод не претерпел каких-либо существенных изменений по сравнению с амбротипией. Единственное, что благодаря лаку на металлической поверхности удалось также добиться большей долговечности готовых фотоотпечатков. Невысокая стоимость и простота фотографического процесса обеспечили ферротипии или тинтайпу (от англ. слова tin – олово) огромную популярность. Тинтайпы использовались в течение долгого времени, практически до 50-х годов прошлого века.
Первые в истории батальные фотографии
В качестве самого яркого и известного примера использования мокроколлодионного процесса обычно вспоминают так называемую Крымскую кампанию Роджера Фэнтона — основателя (1853) и первого почетного секретаря Королевского фотографического общества Лондона. Когда в конце марта 1854 года Англия и Франция объявили России войну, британское правительство сформировало небольшое фотографическое подразделение, в состав которого в 1855 году и вошел Роджер Фэнтон. Лаборатория была организована в фургоне, получившем название «фотографический», на котором они с двумя ассистентами передвигалась по горным дорогам Крыма. В течение трех месяцев он сделал более 350 фотографий, используя коллодионный процесс. Его работы — поля сражений, портреты героев, бои за Балаклаву и Севастополь — стали первыми фотодокументами в истории фотографии.
Хотя мокрые коллодионные пластинки предназначались и использовались для получения негативов, с которых получались позитивные отпечатки, еще Арчер заметил, что, если рассматривать негатив на фоне темной поверхности, то получающееся изображение выглядит как позитив: светлые участки становятся черными, а темные — светлыми.
Так появились амбротипы (от греческого слова ambrotos — «неизменный» либо «бессмертный») или коллоидные позитивы — негативные портреты на стекле с подложкой из бархата, бумаги или просто закрашенные краской с обратной стороны. Запатентован этот процесс был в только в 1854 году в США Джеймсом Амброзом Каттингом. Широкое применение это изобретение получило главным образом в создании портретов. Амбротипия быстро стала конкурентом дагеротипии, так как была проще и дешевле в изготовлении и на первый взгляд мало чем от нее отличалась. Особенно благодаря аналогичному оформлению — часто портрет преподносился клиентам в таком же «фирменном» бархатном или кожаном футляре, как и дагеротип.
Мокроколлодионные пластины и амбротипы в 1870-х годах начали вытесняться сухими бромжелатиновыми негативами. Ну а сейчас фотографии с подобным колоритом можно получить через съемку на длинной выдержке, если уметь хорошо пользоваться этой опцией.
z
Семейный портрет. Амбротип.
Аристотипия
Это фотографический процесс, основанный на светочувствительности хлорида серебра. Своё название техника получила от типа бумаги, на которой печаталось изображение, — аристотипной (от греч. «аристо» — наилучший), на которую наносилась хлорсеребряная желатиновая эмульсия.
Ателье «Фотография Бр. Крохв». Солдат 146-го пехотного Царицынского полка 37-й дивизии, Ямбург, Май 1910. Аристотипный отпечаток, акварель. Собрание Мультимедиа Арт Музея, Москва
Процесс был изобретён в 1882 году британским химиком, астрономом и фотографом Уильямом де Уайвлесли Эбнеем, а промышленное производство аристотипной бумаги было налажено в Германии уже в 1885 двумя компаниями: Obernetter в Мюнхене и Liesegang Technology в Дюссельдорфе.
Печать снимков почти всегда производилась контактным способом: негатив и фотобумага вплотную прижимались друг к другу эмульсионными слоями, экспонировались при дневном свете через стеклянную пластину.
Используйте [ редактировать ]
Северный Сидней и Сиднейская гавань, К. Бейлисс Б. Холтерманн, 1875, колоссальная негативная пластинка из коллодиевого стекла.
Несмотря на свои недостатки, коллодий для влажных пластин стал чрезвычайно популярным. Его использовали для портретной, пейзажной, архитектурной и художественной фотографии. необходима цитата Самые большие негативы из коллодиевых стеклянных пластин, произведенные в девятнадцатом веке, были сделаны в Сиднее, Австралия, в 1875 году. Они были сделаны профессиональным фотографом Чарльзом Бейлиссом с помощью богатого фотографа-любителя Бернхарда Отто Холтерманна, который также финансировал проект.
Бейлисс и Холтерманн изготовили четыре известных стеклянных негатива, все из которых были сняты со специальной камеры Холтерманна в башне его особняка в Северном Сиднее. Два из них были размером 160 x 96,5 см (5,1 фута x 3,08 фута) и составляли панораму Сиднейской гавани от Гарден-Айленда до Миллерс-Пойнт. Два других были 136 х 95 см (4,4 х 3,1 фута) и принадлежали Харбор и Гарден Айленд и Лонгнос-Пойнт. Три из четырех сейчас принадлежат Государственной библиотеке Нового Южного Уэльса .
Процесс мокрой пластины используется рядом художников и экспериментаторов, которые предпочитают его эстетические качества качествам более современного процесса желатинового серебра. необходима цитата Всемирный день мокрых пластин проводится ежегодно в мае для современных практиков.
21-го века
Процесс мокрого пластинчатого коллодия пережил возрождение в качестве исторической техники в двадцать первом веке. Есть несколько практикующих амбротипистов и художников-художников, которые регулярно создают и создают изображения, например, на инсценировках гражданской войны и фестивалях искусств . Фотографы изобразительного искусства используют этот процесс и его созданную вручную индивидуальность для выставок в галереях и для личной работы. Есть несколько производителей оборудования для воспроизведения, и многие художники работают с коллодием по всему миру. Этому процессу обучают на семинарах по всему миру, и несколько учебных пособий и руководств уже напечатаны. Среди современных художников-коллодиев Салли Манн , Бен Коши , Борут Петерлин , Джон Коффер, Джони Стернбах , Дэвид Эмитт Адамс, Марк Остерман, Франс Скалли Остерман, Крейг Мерфи , Джек Дабагиан, Линдси Росс, Сэм Доул, Мег Тернер и Пол. d’Orléans / Susan McLaughlin Джеймс Уокер и Лютер Герлах. Есть еще много других, которые внесли свой вклад в продвижение этого процесса в современную эпоху.
Карбо-процесс
Фотографии, полученные благодаря карбо-процессу, отличаются богатством и глубиной цвета. Технология, дающая такие блестящие результаты, была запатентована в 1905 году и требовала от фотографов большого мастерства, времени и усилий.
Сначала делали три бромсеребряных негатива через цветные фильтры. Далее их переносили на желатиновые пигментные листы трёх цветов: голубого, пурпурного и жёлтого. При их совмещении происходила химическая реакция. Желатин обрабатывался в зависимости от попавшего на него света, остатки вымывались. Затем листы друг за другом помещались на лист-основу. При совмещении цветовых матриц получалось финальное изображение.
Сложность техники увеличивала время изготовления отпечатка: на него у фотографа уходило около двух недель. Наибольшей популярностью карбо-процесс стал пользоваться во второй половине 1930-х. Крупные мастера отечественной фотографии, которые не боялись трудоёмкости технологии и часто к ней обращались: Пётр Клепиков, Василий Улитин, Владислав Микоша.
Всесоюзная сельскохозяйственная выставка (ВСХВ). Москва 1939−1940. Карбо-процесс. Собрание Мультимедиа Арт Музея, Москва
История
Этот испорченный портрет Теодора Рузвельта на сухой пластине похож на изображение мокрой пластины, но имеет существенные отличия.
Теория коллодиевого процесса была выдвинута в 1850 году Гюставом Ле Греем , но изобретение принадлежит Фредерику Скотту Арчеру в 1851 году. В последующие десятилетия многие фотографы и экспериментаторы усовершенствовали или изменили этот процесс. К концу 1860-х годов он почти полностью заменил первый заявленный фотографический процесс — дагерротип .
В течение 1880-х годов процесс коллодия в значительной степени был заменен пластинами из сухого желатина — стеклянными пластинами с фотографической эмульсией галогенидов серебра, суспендированных в желатине. Сухая желатиновая эмульсия была не только более удобной, но и более чувствительной, что значительно сокращало время воздействия.
Один коллодионный процесс, тинтайп , ограниченно использовался для повседневной портретной съемки некоторыми странствующими фотографами и фотографами в парках развлечений еще в 1930-х годах, а процесс мокрого коллодия все еще использовался в полиграфической промышленности в 1960-х годах для работы с линиями и тоном. в основном печатные материалы с использованием черного шрифта на белом фоне, потому что в больших объемах это было намного дешевле, чем желатиновая пленка.
Преимущества
Портативная фотостудия в Ирландии XIX века. Процесс влажного коллодия иногда приводил к появлению переносных темных кабинетов, поскольку фотографические изображения приходилось проявлять, пока пластина была еще влажной.
Анимация, иллюстрирующая детали, обнаруженные на фотографии с влажным коллодием, сделанной в Хилл-Энде в 1872 году.
В процессе коллодия на прозрачной подложке (стекле) получалось негативное изображение. Это было усовершенствованием процесса калотипирования , открытого Генри Фоксом Талботом , который полагался на бумажные негативы, и дагерротипа , который давал уникальное позитивное изображение и не мог быть воспроизведен. Таким образом, коллодионный процесс объединил желаемые качества калотипического процесса (позволяющий фотографу сделать теоретически неограниченное количество отпечатков с одного негатива) и дагерротипа (создавая резкость и ясность, которые не могли быть достигнуты с бумажными негативами). Коллодионная печать обычно выполнялась на белковой бумаге .
Поскольку коллодий представляет собой липкую и прозрачную среду, которую можно пропитать раствором нитрата серебра во влажном состоянии, он идеально подходит для покрытия устойчивых поверхностей, таких как стекло или металл, для фотографии. Когда металлическая пластина покрывается коллодием, заряжается нитратом серебра, экспонируется и проявляется, это дает прямое положительное изображение на пластине, хотя и перевернутое в боковом направлении (левое и правое будут перевернуты, как в зеркале). При нанесении покрытия на стекло изображение становится негативом и может быть легко воспроизведено на фотобумаге. Это было огромным преимуществом перед дагерротипом, который нельзя было воспроизвести напрямую. Влажная пластина / коллодий также является относительно недорогим процессом по сравнению с предшествующим процессом и не требует полировального оборудования или чрезвычайно токсичных дымовых ящиков, необходимых для дагерротипа. При использовании стекла в качестве носителя стоимость изображения была намного меньше, чем у специальных посеребренных медных пластин, и более прочной, чем у бумажных негативов. Процесс также был очень быстрым для того времени: для экспонирования изображения при дневном свете требовалось всего несколько секунд, а не 30 или более секунд для других форм фотографии, доступных в середине 1800-х годов.
Историческая справка
Мокрый коллодионный процесс был изобретён независимо друг от друга англичанами Фредериком Скоттом Арчером (b) и Робертом Бинэмом, а также французом Гюставом Лёгре. Первая публикация изобретения датируется 1851 годом (b) и целиком приписывается Арчеру. Изобретение произвело настоящую революцию в фотографии, позволив получать снимки высокого качества с очень короткими выдержками (b) . По сравнению с дагеротипией выдержки сократились в среднем в 50 раз. Это избавило от мучительного неподвижного сидения перед фотоаппаратом (b) при создании портрета (b) . Кроме того, создание технологии практически совпало по времени с появлением так называемой «дневной фотобумаги (b) », пригодной для контактной печати (b) . В результате негативное (b) изображение на фотопластинке (b) , получаемое коллодионным способом, могло тиражироваться так же, как в калотипии (b) . В отличие от последней, где галогениды серебра впитывались в бумагу, в новом процессе они смешивались с коллодием (b) и наносились на прозрачную стеклянную подложку без какой-либо фактуры, снижающей качество снимка. В 1854 году изобретатель калотипии Тальбот (b) пытался через суд заявить свои права на коллодионный процесс, ссылаясь на использование негативно-позитивного принципа и проявления (b) . Однако, суд счёл его претензии неубедительными, освободив технологию от патентных ограничений.
По сравнению с дагеротипами, рассматривание которых сопряжено с определёнными трудностями, изображение на альбуминовых отпечатках с коллодионных негативов отчётливо видимо при любом освещении, как на современных фотографиях. Изобретению коллодионного процесса предшествовало открытие коллодия, ставшего одним из ключевых компонентов технологии. В 1847 году американский студент Джон Паркер Мейнард растворил нитроцеллюлозу (b) , появившуюся годом ранее, в смеси эфира и спирта, получив липкое вещество. При высыхании оно образовывало на твёрдой поверхности тонкую прочную плёнку и было названо «коллодием» (от греч. «колос» — липкий). Сразу после открытия Мейнарда коллодий получил распространение в медицине (b) в качестве жидкого пластыря. Фредерик Скотт Арчер, использовавший калотипию для съёмки своих скульптурных работ, решил её усовершенствовать, соединив коллодий с солями серебра. Для приготовления светочувствительной смеси он растворял йодистые соли в коллодии, а затем наносил эту смесь на отполированную стеклянную пластинку. После застывания коллодия пластинка была готова к сенсибилизации (b) . Непосредственно перед съёмкой она погружалась в раствор азотнокислого серебра (b) .
Передвижная фотолаборатория (b) для коллодионного процесса
В результате в коллодии образовывались микрокристаллы йодистого серебра, придающего ему светочувствительность. Сразу после этого фотопластинка экспонировалась и проявлялась водно-спиртовым раствором пирогаллола (b) , а затем закреплялась в растворе гипосульфита (b) . Впоследствии в качестве светочувствительного вещества оказались пригодными также соли брома, дающие при взаимодействии с азотнокислым серебром бромосеребряные кристаллы. Коллодионный процесс оказался настолько технологичным, что в течение всего нескольких лет вытеснил дагеротипию и полностью заменил негативную стадию калотипии. Единственным недостатком оказались неудобства внестудийной съёмки, поскольку коллодий становился непроницаемым для проявителя всего за 10—15 минут из-за быстрого испарения эфира и кристаллизации растворимых солей. Однако, даже это было преодолимо при помощи передвижных фотолабораторий-палаток (b) , в которых фотопластинки готовились и проявлялись сразу после съёмки. С помощью коллодионного процесса были получены первые военные фоторепортажи, снимавшиеся Роджером Фентоном (b) во время Крымской войны (b) . Благодаря большой разрешающей способности (b) и дешевизне мокрый коллодионный процесс использовался в некоторых областях технической фотографии (например, для изготовления шкал и в полиграфии (b) ) вплоть до 2000-х годов.
Фотохром
Процесс создания цветных изображений на основе раскрашенных фотонегативов с использованием литографических печатных форм. Технология была изобретена Хансом Якобом Шмидтом в 1880-х годах.
Неизвестный автор. Памятник Николаю I, Санкт-Петербург, 1897. Фотохром. Собрание Мультимедиа Арт Музея, Москва
Сначала чёрно-белое негативное изображение раскрашивали вручную в соответствии с комментариями и записями фотографа. Затем гладко отполированный литографический камень покрывали тонким слоем очищенного битума, растворённого в бензоле, и экспонировали при дневном свете через негатив. В результате битум постепенно затвердевал пропорционально количеству света, которое проходило через каждую часть негатива. Камень затем ретушировали для более точной передачи цветов, тонов и оттенков. Каждый цвет наносился по отдельности, всего для печати использовали от 6 до 15 камней.