Введение в общую психологию
Общая психология – это наука, которая изучает то, как возникают и формируются познавательные процессы, состояния, закономерности и свойства психики человека, а также обобщает различные психологические исследования, формирует психологические знания, принципы, методы и основные понятия.
Наиболее полное описание этих составляющих даётся именно в разделах общей психологии. Но, одновременно с этим, отдельные проявления психики изучаются не общей психологией, как например, в разделах специальной психологии (педагогической, возрастной и т.п.).
Основным предметом изучения общей психологии являются такие формы психической активности, как память, характер, мышление, темперамент, восприятие, мотивации, эмоции, ощущения и другие процессы, которых мы более подробно коснёмся ниже. Они рассматриваются этой наукой в тесной связи с жизнью и деятельностью человека, а также с особыми характеристиками отдельных этнических групп и историческими предпосылками.
Подробному изучению подлежат познавательные процессы, личность человека и её развитие внутри и вне общества, межличностные взаимоотношения в разных группах людей. Общая психология имеет огромнейшее значение для таких наук, как педагогика, социология, философия, искусствоведение, языкознание и др. А результаты проводимых в области общей психологии исследований можно считать отправной точкой для всех ответвлений психологической науки.
Теоретический курс общей психологии обычно включает в себя изучение каких-либо определённых тематических разделов, направлений, исследований, истории и проблем этой науки. Практический курс — это, как правило, освоение методов исследовательской, педагогической и практической психологической работы.
Почему узнать самого себя так трудно
Причин несколько:
Нехватка времени. Мы живем в бешеном ритме, ломаем голову над тем, как совмещать работу и семью, гонимся за заработком, подвергаемся стрессам и плохо спим. При таком образе жизни идея о самопознании кажется сущей чепухой. В каждодневном цейтноте нам иногда некогда посидеть в тишине и выпить чашку чая. О каком уж там познании может идти речь. Кстати, рекомендую почитать нашу статью о том, как бороться со стрессом, а также ознакомиться с подборкой книг для улучшения качества сна.
Ставка на внешнее
Мы больше нуждаемся во внешнем успехе, продвижении, статусе, влиянии, материальных благах и недооцениваем важность утоления внутреннего голода. Однако достижение успеха очень тесно связано с самоанализом
Если не обращать внимания на то, что внутри, можно получить опустошение, даже достигнув приличных высот.
Нежелание смотреть правде в глаза. Все мы иногда совершаем нелицеприятные поступки, произносим обидные слова, недостойно себя ведем. Если начать копаться в своей личности, то можно обнаружить там много негативного. А кто любит узнавать о себе такое? Куда проще не замечать и не мешать комфортному восприятию себя любимого. А то еще придется что-то менять и рушить мир, к которому так привыкли.
Неосознанность действий. Многие вещи в своей жизни мы делаем неосознанно. Поскольку мозгу сложно концентрироваться на всех действиях в каждом моменте, всех чувствах и эмоциях, он идет по пути меньшего сопротивления и включает автопилот.
Отождествление себя со своими мыслями. Обладая ярко выраженным критическим мышлением, человек забывает, что он является совокупностью ума, чувств и тела. При таком ограниченном способе исследования себя достигнуть самопознания крайне трудно.
Руководство только чувствами. Это предполагает обратную предыдущему пункту ситуацию, когда человек идет на поводу сиюминутных чувств, не учитывая то, что оценка действительности может быть искажена в силу разных факторов.
Композиция
Композиция, наравне с управлением светом – один из самых важных столпов в фотографии. Существует более сотен различных правил, законов, принципов и свойств композиции.
Но, композиция – это прежде всего не правила, это умение наблюдать и видеть. Мы, фотографы, называем это насмотренностью. У вас есть два пути изучения композиции. Первый – изучать правила и следовать им. Второй – смотреть. Картины, другие фотографии, предметы искусства, архитектура, природные шедевры.
Естественно, нужно совмещать и то, и другое. А еще и разбираться в психологии. Ведь основная задача композиции – это создать сюжет, передать смысл. А это уже психология.
В фотошколе я уделяю композиции более 60% всего времени обучения, ведь есть такое правило в фотографии: работать с экспозицией вы научитесь за три месяца, научитесь ставить свет за пол года, а композицию будете изучать всю жизнь.
Каждое фото имеет сюжетный центр
Каждая фотография должна иметь сюжетный центр. И этот центр должен быть один. Это аксиома фотоискусства, которой следуют все профессиональные фотографы.
Человеческий мозг устроен таким образом, что мы схватываем все детали на изображении и объединяем их в одно целое
И если вы будете использовать несколько одинаковых по важности сюжетов в своем кадре, то есть шанс, что внимание зрителя расфокусируется и у него возникнет раздражение
Обратите внимание, в левом кадре сюжетный центр – девушка. В правом же – процесс заваривания кофе
Сюжетный центр – это главная часть изображения, на которой акцентируется внимание зрителя. Правильно выстроенная композиция помогает увидеть объект съемки и представить историю, заложенную в снимке
Но, как только вы начнете понимать психологию композиции, вы сможете добавлять несколько второстепенных сюжетных центров, усложняя смысл кадра и давая повод для размышления.
Правило золотого сечения
Правило золотого сечения – базовое геометрическое правило расположения объектов в кадре. Оно используется для достижения гармоничности кадра. Его считают идеальным для восприятия человеческим глазом.
Если вы снимаете природу, интерьер или архитектуру, правило золотого сечения будет вашей основой в построении композиции. Основой, но не единственным правилом.
Хоть я и редко работаю с правилом золотого сечения, этот кадр отлично подходит для иллюстрации этого правила. Основной акцент – наши с женой дурашливые лица. И их я разместил на пересечении линий
Как оно работает? В фотографии нам нужно разделить кадр на три части, равные в соотношении сторон как 3/8, 2/8 и ⅜. На горизонтальных линиях размещаются горизонтальные объекты, на вертикальных — вертикальные. Точки пересечения — точки смысловых объектов, там мы располагает самое главное на снимке: лица, глаза, сюжетные центры.
Снимая движущийся объект, оставьте в кадре место перед ним
Снимая бегуна, оставьте место к кадре в направлении движения, так вы сделаете фото более объемным и логичным. Снимок, на котором человек движется “в никуда” — вызовет диссонанс у зрителя.
Это правило скорее уже из психологии восприятия, а вы ведь помните, что психология – это композиция. Если вы попросили вашу модель посмотреть в сторону, или это едущий автомобиль, бегун или что-то другое, оставляйте впереди место, так наш мозг гармонизирует процесс.
Мой рейс задерживался, и я, чтобы занять себя, снимал приземляющиеся самолеты. Этот – самый удачный кадр. И посмотрите, оставив впереди самолета место, я тем самым создал спокойствие. “Дамы и господа, мы приземлились в аэропорту Милана. Оставайтесь на своих местах и не отстегивайте ремни…”
Но, если вы хотите создать диссонанс, остановить внимание, вызвать раздражение – сделайте наоборот. Например, едущий автомобиль, перед которым нет места, создает ощущение торможения, тревоги
Лучше всего объяснить это правило таким образом: представьте на фоне чистого голубого неба мяч. В кадре нет ничего. Только небо и мяч.
Если мяч по центру кадра, он кажется зависшим. Если больше места над мячом, он кажется летящим вверх. Если места больше под мячом, кажется что он падает вниз. Вы видите, что в фотографии много нюансов.
Держите глаза в фокусе
Когда мы смотрим на человека, в первую очередь мы находим глаза. Глаза — самая выразительная часть лица. Мы видим “глаза” даже в трещинах на асфальте и в тенях.
Не важно, как крупно я снимаю, фокус я стараюсь наводить на ближайшем ко мне глазу. Поэтому, опять таки, по психологии, лучше всего при портретной съемке всегда стоит фокусироваться на них
На глазах
Поэтому, опять таки, по психологии, лучше всего при портретной съемке всегда стоит фокусироваться на них. На глазах.
7 Съёмка при различной погоде
Мы часто склонны воспринимать только фотографии, сделанные в хорошую погоду, когда светит солнце. Но съёмки в различную погоду создадут разнообразие и вызовут больший интерес к вашим снимкам города.
Солнечная погода создаст различные эффекты в зависимости от времени суток, в которое вы снимаете. В золотые часы восхода и заката солнца свет будет красивым и тёплым, и объекты на ваших фотографиях будут отбрасывать замечательные длинные тени в кадре.
Если вы снимаете, когда солнце очень яркое, то это придаст изображению высокую контрастность, будут ярко выражены тёмные тени и яркие блики. Такие фотографии выглядят здорово, если перевести их в чёрно-белый режим.
Дождь всегда создаёт прекрасные уличные кадры с красочными зонтиками, блестящими поверхностями и большим количеством луж, создающим отражения на снимках. Люди, как правило, ведут себя иначе в дождливую погоду, мечутся и жмутся друг к другу, так что постарайтесь использовать это в ваших фотографиях.
Вы также можете использовать капли дождя, чтобы создать прекрасные абстрактные фотографии. Просто снимайте через оконное стекло, убедившись, что вы сфокусированы на капле дождя так, что фон становится размытым.
Дымка и туман отлично подходят для добавления вашим городским снимкам таинственности, увлекая зрителя. Такие фотографии имеют, как правило, сюрреалистический и волшебный вид.
В густом тумане высотные здания будут выглядеть исчезающими в небе, так что не забудьте снять здания снизу вверх при таком типе погоды.
Зимой снег полностью преображает городской пейзаж, что делает его почти неузнаваемым. Зимой в городе будет много интересных историй для съёмки. Сфотографируйте, как люди перемещаются по снегу и убедитесь, что вы сделали достаточно снимков со снегом, прежде, чем он растает.
Хобби в жизни человека
Увлеченный человек воспринимает жизнь позитивнее по нескольким причинам.
Удовольствие
При занятии приятным делом в кровь поступают эндорфины, что положительно сказывается на настроении и самочувствие.
Уверенность в себе
Успех в любимом занятии поднимает самооценку. Некоторые виды хобби специально направлены на укрепление веры в себя.
Польза
Любое хобби приносит плоды в обмен на старания. Рукодельница украшает дом декоративными подушечками, вяжет свитера сыну и мужу, шьет платьица дочери. Любитель-садовод получает урожай, рыбак – вкусную рыбу, танцовщица – красивую фигуру.
Какие театры располагаются в этих зданиях?
Вопрос 11. В Москве во второй половине XIX — начале ХХ века было несколько мест, где ночами шла карточная игра: Английский, Охотничий, Немецкий и Купеческий клубы. Однажды в Купеческом клубе Михаил Морозов проиграл за ночь миллион рублей. До 1909 года клуб был на одной улице, после переехал на соседнюю. В обоих упомянутых зданиях сегодня располагаются театры.
Выбрать один правильный вариант из предложенных ответов:
- Театр Вахтангова и театр «Эрмитаж» (ул. Арбат, д. 26, и ул. Новый Арбат, д. 11)
- Московский академический Музыкальный театр К.С. Станиславского и В.И. Немировича-Данченко и Московский государственный театр «Ленком Марка Захарова» (ул. Большая Дмитровка, д. 17, и ул. Малая Дмитровка, д. 6)
- Российский академический молодежный театр и театр имени М.Н. Ермоловой (Театральная пл., д. 2, и Тверская ул., д. 5/6)
- Московский театр на Таганке и Московский театр русской драмы под руководством М. Щепенко (ул. Земляной Вал, д. 76/21, и ул. Земляной Вал, д. 64)
Кулответ поискал информацию в интернете:
По мнению Кулответа правильный вариант: Московский академический Музыкальный театр К.С. Станиславского и В.И. Немировича-Данченко и Московский государственный театр «Ленком Марка Захарова» (ул. Большая Дмитровка, д. 17, и ул. Малая Дмитровка, д. 6)
Воображение
Воображение – это способность сознания человека создавать идеи, представления и образы и управлять ими. Она играет главную роль в таких психических процессах, как планирование, моделирование, игра, память и творчество. Это основа наглядно-образного мышления человека, которое позволяет решать определённые задачи и разбираться в ситуации без практического вмешательства. Разновидностью воображения является фантазия.
Существует и классификация воображения:
- По степени направленности – активное и пассивное воображение.
- По результатам – репродуктивное и творческое воображение.
- По виду образов – абстрактное и конкретное.
- По степени волевых усилий – непреднамеренное и, преднамеренное.
- По приёмам – типизация, схематизация, гиперболизация, агглютинация.
Механизмы воображения:
- типизация;
- акцентирование;
- схематизация;
- агглютинация;
- гиперболизация.
Воображение непосредственно связано с творчеством. И в нахождение творческих решений способствуют чуткость к возникающим проблемам, лёгкость комбинирования каких-либо вещей и наблюдательность. Характеристиками воображения можно считать точность, оригинальность, гибкость и беглость мышления.
Подробнее о воображении в психологии читайте в статье «Психические процессы: виды и краткая характеристика». Кроме того, проблемам развития воображения посвящен урок «Развитие творческого воображения» из нашего курса по творческому мышлению.
Городской пейзаж. История возникновения
Есть множество различных жанров в
фотографии, но наиболее распространенным среди них является пейзаж.
Ведь пейзаж,
— это всегда особое настроение и
уникальное состояние природы, светит ли солнце или дождь льет «как
из ведра» — основная задача фотографа, передать это состояние
природы в фотографии.
На практике у большинства людей со
словом пейзаж ассоциируется лес, море, равнины или даже горы,
однако, несмотря на это, существует отдельное направление пейзажа,
которое ближе всего к городским жителям – это городской пейзаж. Что
такое городской пейзаж? В первую очередь,
это ритм жизни современного города, с большим количеством людей и
машин, суетой, новостройками и памятниками архитектуры.
Если дать определение городскому
пейзажу (франц. paysage, от pays -местность), то в первую очередь
это жанр изобразительного искусства, в котором основной предмет
изображения — виды городов, строений, архитектурный пейзаж. В
отличии от природы, в городе намного больше объектов для съемки:
витрины, мосты, небоскребы, автомобильные развязки, железные дороги,
автомобили, памятники, заводы и многое многое другое. В этом смысле,
городской пейзаж сложнее с точки зрения присутствия в кадре
множества объектов, и в тоже время он проще с точки зрения их
разнообразия и возможности выбора. При этом нет большой разницы, где
вы фотографируете: в столице, в небольшом городе или в крохотном
провинциальном городке. Городской пейзаж позволяет фотографу
раскрыть его творческий потенциал ничуть не хуже, чем морской или
сельский пейзаж, ведь объект съемки всегда рядом с вами, и именно
поэтому можно вечером выйти на улицу с фотоаппаратом и заняться
созданием «шедевра».
Еще одно преимущество городского
пейзажа заключается в том, что не обязательно ехать в Москву или в
Нью-Йорк, великолепный городской пейзаж можно сделать и в
собственном дворе. При определенных обстоятельствах и определенном
упорстве фотографа постройки спальных районов могут оказаться очень
фотогеничными и даже стать основой для великолепного кадра.
Если рассматривать историю появления
городского пейзажа, как и у многих других фотографических жанров,
начинается она с живописи. Большинство итальянских
художников-пейзажистов работали в жанре ведуты (итал. veduta), что
можно перевести, как городской архитектурный пейзаж.
С момента появления фотографии, жанр
городского пейзажа стал сразу же популярен, ведь далеко с тяжелым
фотоаппаратом идти не нужно, вышел во двор и фотографируй. История
фотографии гласит, что еще в 1843 году фотограф Фокс Тальбот уже
занимался съемкой архитектурных сооружений. В 1857 уже была
образована ассоциация архитектурных фотографов, а через некоторое
время начался выпуск нескольких журналов, посвященных тематике
городского пейзажа.
За это продолжительное время огромное
число фотографов работали в жанре городского пейзажа, поэтому уже
существует множество различных авторских взглядов в данном жанре
фотографии. В первую очередь, это классические городские пейзажи
Стиглица, фотографии Александра Родченко, великолепные моменты жизни
города, зафиксированные Анри Картье-Брессоном. Но, безусловно,
главное в городском пейзаже для фотографа — это увидеть в
существующем городе то, что другим может быть еще пока не удавалось,
и это легко сделать — ведь город непрерывно изменяется.
Немного про приложения.
Мои любимые жанры в фотографии – путешествия и образ жизни. Я люблю снимать улицы, кафе и пейзажи. Что касается редактирования, у меня есть несколько приложений, без которых я не могу жить: Lightroom, LD, Snapseed.
Я использую их для: обрезки фотографии с разным соотношением сторон, применения пресетов для мгновенного ощущения винтажного напыления, удаления грязи и даже предметов, удаления чрезмерно синего или желтого цвета и создания идеально белого фона. О том, как я редактирую фотографии, вы можете узнать здесь.
Если вам понравился этот пост «Как профессионально снимать город – советы по фотографии», то, пожалуйста, следуйте за мной в Instagram, чтобы не пропустить обновления!
Я доступна для коммерческой работы, такой как персональная фотосессия, съемка для брендов, фотография продуктов и многое другое. Если вы хотите поработать со мной, не стесняйтесь написать мне – [email protected]. Вы так же можете приобрести пресеты для Lightroom, которыми обработаны эти фотографии в моем магазине.
Речь
Речью называют форму общения между людьми через языковые конструкции. В данном процессе формируются и формулируются мысли при помощи языка, а также происходит восприятие получаемой речевой информации и её понимание. Речь — это форма существования человеческого языка, т.к. речь является языком в действии.
Язык (речь) выполняет функции:
- Инструмента интеллектуальной деятельности;
- Способа общения;
- Способа существования, а также усвоения и передачи опыта.
Речь – важнейшая часть деятельности человека, которая способствует познанию окружающего мира, передаче знаний и опыта другим. Представляя собой средство выражения мыслей, она является одним из основных механизмов человеческого мышления. Она зависит от формы общения и, тем самым, разделяется на устную (говорить/слушать) и письменную (писать/читать).
Речь обладает следующими свойствами:
- Содержательность – количество и значительность выражаемых стремлений, чувств и мыслей;
- Понятность – правильность;
- Выразительность – эмоциональная окраска и богатство языка;
- Действенность – оказываемое влияние на других людей, их чувства, мысли, эмоции и т.п.
Подробнее об устной и письменной речи вы можете прочитать в наших тренингах по ораторскому искусству и писательскому мастерству.
Эмоции
Эмоции – это психические процессы, которые отражают отношение субъекта к возможным или реальным ситуациям. Эмоции нельзя путать с такими эмоциональными процессами, как чувства, аффекты и настроения. На сегодняшний день эмоции изучены достаточно слабо и многими специалистами понимаются по-разному. По этой причине определение, данное выше нельзя считать единственно верным.
Характеристиками эмоций являются:
- Тон (валентность) – положительные или отрицательные эмоции;
- Интенсивность – сильные или слабые эмоции;
- Стеничность – влияние на активность человека: стенические (побуждающие к действию) и астенические (снижающие активность);
- Содержание – отражает разные грани значения вызвавших эмоции ситуаций.
Эмоции в большинстве случаев проявляются в физиологических реакциях, т.к. последние зависят от них. Но сегодня ведутся споры на тему того, что и преднамеренные физиологические состояния могут вызывать определённые эмоции.
Эти и другие вопросы понимания и управления эмоциями рассматриваются в нашем тренинге по актерскому мастерству.
Мотивация
Мотивация — это побуждение к выполнению действия. Этот процесс управляет поведением человека и определяет его направленность, устойчивость, активность и организованность. Благодаря мотивации человек может удовлетворять свои потребности.
Различают несколько видов мотивации:
- Внешняя – обусловлена внешними условиями;
- Внутренняя – обусловлена внутренними обстоятельствами (содержанием деятельности);
- Положительная – основана на положительных стимулах;
- Отрицательная – основана на отрицательных стимулах;
- Устойчивая – определяется нуждами человека;
- Неустойчивая – требует дополнительного стимула.
Мотивация бывает следующих типов:
- От чего-либо (основной тип);
- К чему-либо (основной тип);
- Индивидуальная;
- Групповая;
- Познавательная.
Существуют определённые мотивы, которыми в большинстве случаев руководствуются люди:
- Самоутверждение;
- Идентификация с другими людьми;
- Власть;
- Саморазвитие;
- Достижение чего-либо;
- Общественная значимость;
- Стремление быть в обществе определённых людей;
- Негативные факторы.
Вопросы мотивации рассматриваются подробнее в четвертом уроке этого курса, а также в статье «Как работает мотивация».
4 Правильно компонуйте кадр
При пейзажной съемке нужно не забыть еще о паре полезных вещей. Не заваливайте горизонт, для этого можно использовать уровень, аналоговый или цифровой. Не забудьте для получения красивого снимка про правило третей: две трети — небо, и одна треть — пейзаж, или наоборот. Так ваша фотография будет выглядеть естественно. Хорошо, если у вашей фотографии есть какой-нибудь смысловой акцент, например, красивый дом или симпатичное дерево.
При фотографировании задний вы столкнетесь с проблемой падающих линий. Кажется, будто дома заваливаются назад. Это происходит, когда при съемке вы держите камеру с наклоном вверх, чтобы сфотографировать всё здание. В конце концов, вам не отменить законы физики, поэтому придется в программе вроде Adobe Lightroom «выпрямлять» изображение. При этом частью вашей фотографии придется пожертвовать на кроп. При фотографировании не забудьте оставить вокруг здания немного пространства. Если не хотите с этим мириться, используйте так называемые шифт-объективы. Передвижением и вращением объектива вы можете выровнять этот перекос. Но цены на такие объективы начинаются от тысячи евро.
Как фотографировать пейзажи и архитектуру: Благодаря формату RAW можно немного отрегулировать динамический диапазон фотографии.
Негативное пространство.
Негативное пространство – это область, которая окружает ваш основной объект, который называется позитивным пространством
Основная цель такой компоновки фотографии – привлечь максимальное внимание к главному объекту. Примером может послужить небо, вода или даже стены: все, что работает как нейтральный фон для вашей фотографии и помогает вам сосредоточиться непосредственно на объекте внутри кадра
Если вы фотографируете город, вы можете легко использовать этот принцип. Поместите крыши зданий в нижней части снимка, а остальное будет небом.
Если вы находитесь в поисках идеальной камеры, то камера GoPro HERO10 Black Edition может стать для вас незаменимой в вашей поездке. Это самая функциональная камера GoPro в истории, которая обеспечивает невероятную производительность и удобство в использовании. Она оснащена новым процессором GP2, который позволяет создавать видео 5.3К с удвоенной частотой кадра, а так же обеспечивает улучшенное качество съемки при слабом освещении и впечатляющую стабилизацию видео. Кроме того, HERO10 поддерживает подключение к облаку – сразу после подключения ваши материалы автоматически выгружаются в облако.