Оформление применения криминалистической фотографии, кинематографии, видеозвукозаписи
Применение криминалистической фотографии, кинематографии, видеозвукозаписи в ходе расследования приобретает доказательственное значение лишь при условии надлежащего оформления, включающего процессуальный и технический аспекты.
Процессуальный аспект регламентирован уголовно-процессуальным законом.
Правила технического оформления выработаны практикой.
Приобщаемые к протоколу следственного действия фотоснимки наклеивают на листы плотной бумаги или тонкого картона и оформляют в виде фототаблиц, которые должны содержать определенные реквизиты.
В заголовке фототаблицы указывается, приложением к протоколу какого следственного действия она является, и дата его производства.
Каждый фотоснимок скрепляется оттиском печати следственного органа с нанесением его частично на снимок и частично на бумагу фототаблицы.
Под каждым снимком ставится порядковый номер и делается краткая пояснительная надпись, соответствующая указанной в протоколе произведенной съемке (место и объект съемки).
Каждая фототаблица подписывается следователем и специалистом-криминалистом (если он производил съему и изготавливал фототаблицы).
К протоколу (фототаблицам) приобщаются негативы производившейся в ходе следственного действия съемки, помещаемые в конверт, на котором делаются пояснительные надписи (во время какого следственного действия производилась съемка, дата его, количество негативов).
Кинофильм, снимаемый при производстве следственного действия, должен содержать пояснения в виде титров или дикторского текста.
Титры по своему содержанию и назначению подразделяются на две группы: 1) титры, удостоверяющие относимость фильма к конкретному делу (вначале фильма указывается, по какому делу, при производстве какого следственного действия он снимается, место и дата съемки); 2) титры, комментирующие эпизоды фильма (они записываются на магнитную дорожку пленки озвученного фильма или снимаются после производства следственного действия и включаются в фильм при его монтаже).
При видеозаписи допроса, следственного эксперимента, проверки показаний на месте фильмированию подлежит все следственное действие от начала до конца.
При этом фильм компануется из трех последовательных частей: вводной, основной и заключительной.
Во вводной части запечатлеваются действия с момента, когда следователь, выполняя процессуальные формальности, называет свою должность, фамилию, указывает, по какому делу производится следственное действие, называет место и время его производства, участников, разъясняет им их права и обязанности и осуществляет другие действия, предусмотренные процессуальным законом.
В основной части видеофильма фиксируется ход следственного действия с синхронной звукозаписью диалогов его участников.
Заключительная часть видеофильма снимается после демонстрации участникам следственного действия вводной и основной его частей.
В кадрах, снятых средним и крупным планами, фиксируется опрос следователем участников следственного действия, соответствует ли воспроизводимая видеозапись содержанию и результатам следственного действия.
Завершается фильм ответами на поставленные вопросы и сообщением следователя о времени окончания следственного действия. Аналогичным образом оформляется применение звукозаписи.
Для удобства демонстрации кино- и видеофильма они должны иметь начальные и конечные ракорды (чистые куски пленки размером 1-1,5 м).
На начальном ракорде чернилами проводится стартовая черта — начало демонстрации и делается пояснительная надпись: по какому делу, при производстве какого следственного действия снят фильм, метраж пленки, количество склеек на ней.
Таким же образом оформляется звукозапись на катушечной магнитной ленте.
В случае применения кассетного магнитофона пояснительные надписи делаются на кассете. Кино- и видеофильмы, ленты с магнитной звукозаписью упаковываются в жесткие коробки, на которые наносятся пояснительные надписи об их относимости к определенному уголовному делу.
показать содержание
Камеры среднего формата
В большинстве высококлассных профессиональных фотостудий вы найдете одну из камер среднего формата. Большинство камер среднего формата имеют цифровые задние панели, которые крепятся к ним, и имеют гораздо большие матрицы, и более высокое разрешение, чем у типичной зеркальной камеры.
Объективы для среднеформатных систем также отличаются высочайшим качеством. Короче говоря, для достижения максимального качества изображения фотографы высокого класса в рекламном бизнесе используют средний формат.
камеры среднего формата pentaz-645z
Камеры среднего формата обеспечивают максимальное качество изображения, поскольку их матрицы больше. Это означает, что они могут заснять даже более мелкие детали, чем зеркальные камеры. Более крупная матрица также означает большее количество пикселей (до 80 Мп на данный момент), что обеспечивает лучшие возможности сбора света, что приводит к более широкому динамическому диапазону. Такого рода детали необходимы для высококлассных рекламных объявлений, которые могут быть воплощены в натуральную величину или даже больше.
Хотя системы камер среднего формата, такие как Hasselblad, Leaf и серия Leica S, обеспечивают наилучшее качество изображения, они делают это за астрономические суммы. Простая камера среднего формата с цифровой задней панелью без объектива может стоить более 2 000 000 руб
Несмотря на то, что камера среднего формата является отличным вариантом для предметной фотосъемки, на самом деле это не является¬ обязательным условием. Тем не менее, это то, что вы, возможно, захотите попробовать в будущем.
Возможность удаленного запуска вспышки
Большинство высококачественных камер не имеют встроенных функций для удаленного запуска внешних вспышек Некоторые камеры, такие как Nikon D800 и D7500, а также Canon 7D, предлагают возможность удаленного управления вспышкой TTL при помощи встроенной вспышки и дополнительных вспышек камеры. Это очень удобный и доступный вариант к удаленному управлению вспышкой. Для таких камер, как Nikon серии D3X и Canon серии 1D, требуется дополнительный модуль управления. Если у вас ограниченный бюджет (или даже если у вас его нет), эта встроенная беспроводная вспышка — отличная функция. Как и покупка радиосинхронизатора.
Лучшие друзья фотографа — выдержка и фокус
Стоит отметить, что разные параметры выдержки позволяют добиться самых разных и интересных художественных приемов. Длинная выдержка добавит эффект размытия, который можно использовать в художественной съемке для изображения сна или мечты главного героя. «Размыть» фон также можно с помощью открытой диафрагмы. Короткие выдержки добавляют больше движения в кадр и создают ощущение экшена.
Стоит помнить, что во время статичных съемок видео вам не обойтись без ручной фокусировки, поскольку в автоматическом режиме камера может акцентировать внимание на другой детали. К тому же ручной режим позволяет добиться эффекта плавной расфокусировки
Упростить управление фокусом вам поможет специальное устройство Follow Focus. А вот при съемках в движении пригодится фазовый автофокус — он сделает изображение более четким.
Если вы снимаете видео из машины или во время движения на велосипеде, стоит выбрать камеру с функцией слежения по лицам, которая есть в некоторых беззеркальных фотоаппаратах. Когда объект движется очень быстро, можно воспользоваться специальным режимом «Спорт».
Пару слов о композиции и процессе съемки
Чтобы фотографии получились как можно более интересными — двигайтесь. Перемещайтесь по залу или вокруг поля, ищите лучший ракурс, ловите хороший свет. Как я уже писал, хорошо бы обзавестись моноподом, он не лишит вас мобильности, позволит выставить выдержку на одну-две ступени большую, нежели при съёмке с рук и поможет руками меньше уставать.
Когда вы наберетесь опыта в спортивной съемке, попробуйте поснимать на более длинных выдержках. Такая съемка называется «съемка с проводкой«. Отличие в таком приеме от коротких выдержек (1\250) в том, что при, скажем 1\30, фон размывается, и создается ощущение динамики.
Такую технику можно применить к бегущему спортсмену, и т.д., движущемуся автомобилю, велосипеду. Устанавливаете камеру на штатив, фокусируетесь на основном объекте (бегущем спортсмене) и проводите фотоаппарат по ходу его бега. Скорее всего придется экспериментировать со значениями диафрагмы — ISO — выдержки, чтобы найти оптимальные: «динамично» размыть фон, но сохранив резкость и четкость основного объекта съемки.
Не упустить яркий и важный момент (гол или решающий удар, прием) в спорте очень просто. Поэтому, будьте всегда на чеку. Обязательно тщательно ознакомьтесь с правилами той игры или того вида спорта, который фотографируете, чтобы понять когда этот важный момент должен наступить.
И стоит помнить, что самое нужное в спортивной фотосъемке это опыт.
Тренируйтесь, экспериментируйте и обязательно станете профессиональным спортивным фотографом!
БАЙОНЕТ ОБЪЕКТИВА
Байонет — это специальное крепление, отвечающее за установку объектива на фотоаппарат. Фотокамеры различных производителей имеют разные крепления-байонеты. Помимо самого механизма крепления, современные байонеты позволяют объективу и фотокамере обмениваться между собой данными. Для этого служат электронные контакты на байонете.
Зеркальные фотоаппараты Nikon имеют байонет Nikon F
Байонет фотоаппаратов Nikon 1 — Nikon CX
Осторожно: зеркало и матрица!
Сняв объектив с фотокамеры, вы обнаружите за ним зеркало (в случае с зеркальными аппаратами), матрицу, затвор фотоаппарата. Все эти детали очень нежные: прикасаться к ним не стоит, это грозит не гарантийным ремонтом фотокамеры. Старайтесь не держать фотоаппарат долго без объектива: в него может попасть пыль, грязь, влага. Всё это может осесть на матрице, и на снимках появятся черные пятнышки. Конечно ничего фатального не случится даже если пыль все-таки попадет внутрь. Современные фотокамеры имеют системы ультразвуковой очистки матрицы, а если такая система не справится, пыль с матрицы можно убрать в сервисном центре. Но всё это — лишние хлопоты, которых легко можно избежать. Производите смену объективов оперативно, не задерживаясь. Менять объектив на улице в непогоду (в дождь, снег, в пыли) не стоит. Если возникла такая необходимость, держите аппарат байонетом вниз, чтобы свести к минимуму возможность попадания внутрь пыли.
Фрагмент фотографии. Черные пятна — пыль на матрице.
Выдержка
В «нормальной» съемке единственная забота – быть уверенным, что выдержка достаточно короткая, чтобы не было размытых снимков. Но когда речь идет о съемке движущихся объектов, можно творчески подойти к выбору скорости затвора. Все дело в относительности движений. Если вы еще раз посмотрите на снимки теннисного матча, снятые с умеренной выдержкой, вы увидите, что все выглядит четко за исключением ракетки и мяча, когда они движутся быстро. На снимках ниже можно увидеть больше примеров использования предельных значений выдержки в попытке или «заморозить» объект, как справа, или придать ощущение движения с помощью размытия фона и отдельных частей тела, которые движутся ускоренно по сравнению с другими.
Когда вы пробуете работать с техникой съемки на длинных выдержках, нужно экспериментировать с разными скоростями и ожидать большого количества неудачных снимков. Требуемая выдержка зависит от того, насколько быстро и плавно движется объект. Если вы фотографируете пролетающую мимо машину и ваша техника съемки с проводкой неплоха, можно получить достаточно четкое изображение машины с размытыми колесами и приятным туманным фоном.
Настройка камеры
При съемке любых видов спорта, убедитесь, что камера переключена в режим серийной съемки (burst, continuous и т.д.).
Кстати, в русском языке и то и другое (burst/continuous) называют серийной съемкой, но у них есть большое отличие.
В режиме continuous (дословно — непрерывная) съемка идет непрерывно 3-5 кадров в секунду, на полном разрешении, обычно без ограничения длины серии.
А в режиме burst (взрыв) камера делает около 30 снимков в секунду на пониженном разрешении, потом останавливается для сохранения фотографий.
Серийная съемка используется для того, чтобы не отставать от движения игроков. Cпорт очень динамичен, надо ловить момент, а как правило из 5-7 серийных фото, 1-2 получаются более или менее хорошие.
Режим фокусировки, который чаще всего используется в спортивной фотосъемке — AI Servo AF, этот режим отличается от One Shot AF, которым обычно пользуются при статичной фотосъемке, тем, что не происходит блокировка фокуса. Объектив автоматически меняет фокус всегда, когда расстояние между объектом съемки и камерой меняется (режим AF-C).
Пользоваться AI Servo AF следует аккуратно, так как достаточно часто и по разным причинам происходит расфокусировка изображения. И да, этот режим отлично работает на светосильной оптике.
Вообще, при спортивной съемке нам нужен хороший светосильный зум (об этом чуть-чуть позже). Фотографировать приходится при коротких выдержках, иногда в помещении с плохим светом, поэтому его надо ловить как можно больше.
Да, исходя из вышесказанного, еще одно важное правило — при съемке спортивных состязаний лучше выбирать экспозицию «приоритет выдержки». Ну, и во еще один совет — фотографируйте в JPG, а не в RAW
Во-первых, при серийной съемке получается много фотографий… очень много, и все они занимают много места, ну, а во-вторых, RAW сильнее перегружает буфер фотоаппарата, а при большом количестве кадров, это играет важную роль — замедляется скорость сохранения изображений. Как мне кажется, важнее уловить хороший момент, чем сделать массу качественных неинтересных снимков
Ну, и во еще один совет — фотографируйте в JPG, а не в RAW. Во-первых, при серийной съемке получается много фотографий… очень много, и все они занимают много места, ну, а во-вторых, RAW сильнее перегружает буфер фотоаппарата, а при большом количестве кадров, это играет важную роль — замедляется скорость сохранения изображений. Как мне кажется, важнее уловить хороший момент, чем сделать массу качественных неинтересных снимков.
Кому пригодится «беззеркалка»?
Абсолютно всем — от опытных операторов до любителей, желающих вывести видеосъемку на новый уровень. Сейчас беззеркальные фотоаппараты ничуть не уступают «зеркалкам», а уж если говорить о съемках видео, то даже опережают их.
Многие позволяют записывать полнокадровые видеоролики с разрешением 4K/UHD. Кроме того, преимущество подобных камер в том, что вы можете увидеть изображение с применением заданных настроек или же в том естественном виде, в каком они отобразились бы в оптическом видоискателе, чего не позволяет ни один зеркальный фотоаппарат. Это огромное преимущество как для новичка, так и для профи, поскольку такая опция помогает грамотно оценить экспозицию, не делая при этом тестовые снимки.
Беззеркальная камера одинаково хороша и для съемок пикника, и для интервью. А может, вы решили записать свой первый ролик на YouTube? Что ж, вперед!
Еще один огромный плюс беззеркальной камеры — в ее компактности
Это особенно важно, если вы отправляетесь на съемки в дальнее путешествие и вам стратегически необходимо сэкономить место в рюкзаке. Помните: чем легче фотокамера, тем проще ее использовать с электронными стабилизаторами
Поэтому вы сможете взять чуть больше оборудования, но при этом будете чувствовать себя комфортно.
Какой объектив выбрать для свадебной фотографии
Правда заключается в том, что для съемки свадьбы у вас может никогда не быть достаточно объективов. Но есть несколько особенных, которые помогут вам создать прекрасную галерею фотографий счастливой пары о дне, о котором они будут помнить всегда. Фикс объективы 50 мм или 85 мм, как, например, Canon EF 85 мм f/1.2 или Nikon AF-S Nikkor 85 мм f/1.4, Sigma 85 mm f/1.4 идеальны для семейных портретов, когда жених или невеста позируют с родителями, братьями и сестрами.
Использование того же фикс объектива при фотографировании всех семейных портретов создаст более однородный вид во время отображения в галерее позже. Широкоугольный объектив имеет решающее значение для портретов больших групп людей, для съемки места проведения мероприятия и съемки танцев в конце вечера. Объектив с широким диапазоном также будет хорошей идеей для тех частей свадьбы, которые менее спланированы и у вас нет определенного места. Nikon 24-70 мм f/2.8 и Canon EF 24-70 мм f/2.8 – оба прекрасно подходят, так как имеют большой диапазон фокусного расстояния так же как и малую глубину резкости. Эти объективы прекрасно подходят для ежедневного использования в любой ситуации.
Итак, когда в следующий раз вы будете готовится к съемке, не напрягайтесь из-за того, какой объектив выбрать. Главное, чтобы он работал с пользой для вас.
Я всегда с собой беру…
Когда речь идет о записи интервью или студийного ролика на беззеркальную камеру, стоит позаботиться не только о максимальной стабилизации, но и о качестве записи звука. Первое, что вам потребуется — это штатив с жидкостной видеоголовкой, чтобы панорамная съемка по горизонтали и вертикали была максимально плавной, а второе — это внешний микрофон.
К некоторым беззеркальным фотоаппаратам продаются специальные стереомикрофоны, которые значительно расширяют возможности записи звука и предотвращают помехи, создаваемые ветром или низкочастотным шумом. При этом они достаточно компактны и легко поместятся в рюкзаке. А вот для интервью на шумных улицах, где звук речи постоянно заглушает разнообразный шум, пригодится дополнительный микрофон-петличка.
Во время съемки в движении также важно стабилизировать изображение, ведь тряска — признак любительской видеосъемки. В этом случае вашим верным помощником станет стедикам
Эти устройства значительно различаются по весу и размеру
Главное — не гнаться за дешевизной, а уделить внимание качеству
Некоторые производители значительно упрощают процесс выбора техники для съемок. Например, Nikon продает уже готовый набор Essential Movie Kit. В него входит не только беззеркальная фотокамера Nikon Z 6 и переходник байонета FTZ, но и рекордер Atomos Ninja V для мониторинга и записи видео в монтажных форматах ProRes и DNxHR. Кроме того, в наборе имеется сразу несколько аккумуляторных батарей, которые пригодятся для длительных выездных съемок, а также клетка и рукоятка SmallRig для комфортного управления камерой. Сюда же входит витой кабель HDMI, который поддерживает запись 4Kp60 с высокой частотой кадров.
Особенности монтажа
Одной из лучших программ для видеомонтажа по праву считается Adobe Premiere Pro — это своего рода фотошоп для видео. Эта программа позволит наложить титры, применить любые эффекты, анимацию, маски или добавить интересные переходы между роликами.
Этот видеоредактор довольно сложен в освоении, требует много времени и стоит недешево. Однако для профессионалов, занимающихся монтажом на постоянной основе, этот вариант подходит лучше всего. Впрочем, при желании программу может осилить любой — достаточно пройти курс видеомонтажа по роликам в интернете.
Если вы только начинаете увлекательный путь монтажера, обратите внимание на простые программы типа VideoStudio Pro X9 или чуть более продвинутый PowerDirector 14. Во время съемки всегда снимайте несколько запасных секунд видео в начале и в конце каждого клипа
Так у вас будет больше возможностей в видеоредакторе. При съемке старайтесь выбирать наименьшее сжатие видеофайлов, чтобы потом более гибко подойти к обработке цвета и света в кадре во время монтажа
Во время съемки всегда снимайте несколько запасных секунд видео в начале и в конце каждого клипа. Так у вас будет больше возможностей в видеоредакторе. При съемке старайтесь выбирать наименьшее сжатие видеофайлов, чтобы потом более гибко подойти к обработке цвета и света в кадре во время монтажа.
Никогда не приступайте к съемке без сценария. Даже если вы планируете создать любительский видеоролик для домашнего архива, набросайте хотя бы схематичный план, чтобы четко знать хронометраж. Если вы планируете дополнить ролик закадровым текстом, не забывайте рассчитывать его длительность, чтобы вам точно хватило отснятого материала. Тогда вам не придется переснимать видео заново, а монтировать будет гораздо проще.
- Как хорошо получаться на фотографиях: 5 советов
- В фокусе: основной набор фотообъективов для начинающих
На что обратить внимание при приобретении зеркальной камеры для предметной фотосъемки:
Полнокадровая матрица против кроп-матрицы. Что касается фотографии предметов, я не вижу моментов, по которым один формат имеет огромное преимущество перед другим. Полнокадровые камеры, как правило, более эффективны при слабом освещении, но фотография продукта почти всегда хорошо освещена. И качество снимка напрямую будет зависеть от вашего объектива.
При использовании макрообъектива или съемке крупным планом камера с кроп-матрицей может иметь небольшое преимущество из — за увеличенной глубины резкости. Однако при использовании шифт-объективов с возможностью как управления перспективой, так и уклона/сдвига полноформатная матрица позволяет увеличить площадь для более резких настроек.
Разрешение матрицы
Как вы, скорее, всего знаете, разрешение камеры измеряется количеством пикселей матрицы. Чем больше пикселей, тем лучше способность улавливать мелкие детали на изображении. Для размещения в Интернете или печать в журналах небольших фотографий, разрешения от 10 до 14 мегапикселей вполне достаточно.
Однако для предметной фотосъемки я рекомендую использовать матрицу с более высоким разрешением порядка 16 — 24 мегапикселя, чтобы запечатлеть как можно больше деталей. 36-мегапиксельная камера D800 — отличная камера для съемки высококачественных кадров, где первостепенное значение имеет наилучшее качество изображения.
Если вы снимаете для высококлассной компании, которая хочет получить высокое разрешение и высокое качество изображения для создания больших репродукций, чем больше мегапикселей, тем лучше. Имейте в виду, что для датчиков с более высоким разрешением также требуются объективы более высокого качества, чтобы воспользоваться преимуществами разрешения.
Оптический фильтр нижних частот (OLPF)
Также известный как фильтр сглаживания (сокращенно фильтр AA), — это фильтры, размещенные перед матрицей для преднамеренного создания мелкого размытия, чтобы предотвратить появление артефактов, таких как сглаживание и муар, на изображениях, содержащих мелкие повторяющиеся узоры, такие как шелк или перья (они выглядит как неровные края или радужный узор).
В последнее время производители камер начали отказываться от фильтров размытия на новых камерах с более высоким разрешением, потому что они не так необходимы при более высоком разрешении. D800E был первой зеркальной камерой с успешным отказом от OLPF, а совсем недавно Nikon D7100 и Pentax K-5 были выпущены без OLPF. Камера без OLPF позволяет передать более мелкие детали, но, если вы будете фотографировать в основном ткани и материалы, которые имеют большую склонность к муару и сглаживанию, можете выбрать камеру с OPLF.
Для большинства предметов я предпочитаю камеру без OLPF-фильтра. Существуют программные опции, которые могут помочь в удалении артефактов сглаживания в тех редких случаях, когда это становится проблемой.
Правила съемки: метод профи
В режиме видео на фотоаппарате использовать формат RAW можно только с использованием дополнительного оборудования, которое не всегда нужно для любительских съемок. Гораздо проще заранее настроить параметры с максимальной точностью. В дальнейшем это значительно упростит процесс монтажа. Чтобы видео получилось качественным, используйте формат Full HD с частотой кадров 30 или 60 fps. Если вы планируете снимать в движении, лучше выбрать частоту 60 fps — она позволит создать плавное изображение и избежать тряски.
Старайтесь снимать на минимальных значениях ISO, чтобы избежать цифрового шума. Кроме того, для качественного изображения необходимо обеспечить правильное соотношение скорости затвора и частоты кадров. Короткие выдержки (f 1/60 с, 1/125 с, 1/250 с, 1/500 с, 1/1000 с) применяются при скоростной киносъёмке и требуют полностью открытой диафрагмы и хорошего освещения.
В таком режиме движение предметов на экране становится дробным. Особенно это заметно, если в кадре есть движение транспорта. В данном случае колеса машин, велосипедов или автобусов будут вращаться в противоположную сторону. Убрать такой эффект можно, увеличив выдержку — при нормальной частоте съемки в 24 кадра в секунду она не должна быть короче f 1/50 с.
Оптика
Если с покупкой репортажной камеры все довольно просто и понятно, то с выбором объективов для съемки мероприятий дела обстоят несколько сложнее.
В идеале ваша оптика должна покрывать фокусное расстояние 14-200 мм. Таким образом вы сможете сделать удачный кадр в практически любых съемочных условиях.
Существует два пути этого добиться — купить много «фиксов» или несколько зум-объективов.
Ваш комплект фиксов, условно, может выглядеть так:14 мм + 24 мм + 35 мм + 50 мм + 85 мм + 135 мм + 200 мм
А набор зум-объективов в идеале состоит из такой линейки объективов:14-24мм + 24-70 мм + 70-200 мм
Сторонники фиксов апеллируют к тому, что оптика с неизменным фокусным расстоянием выдает более резкую и интересную в художественном плане картинку.
Те, кто работает с зум-объективами, уверены, что скорость «переключения» между фокусными расстояниями во время репортажной съемки — важнейшая вещь для фотографа, ведь секунды промедления, которые уйдут на замену одного фикса другим, могут стоить отличного кадра. Еще один важный момент — скорость фокусировки профессиональных зум-объективов, как правило, заметно выше фиксов.
Что тут можно сказать — они все правы. Но у обоих подходов один общий и значительный недостаток — цена. Стоимость комплекта топовых фиксов или топовых зумов может получиться больше стоимости двух профессиональных зеркалок.
Поэтому я могу предложить вам третий путь — работать и на зумах и на фиксах.
Есть два объектива, которые просто необходимо иметь репортажному фотографу — 35мм (или его эквивалент на кропе) и телевик 70-200 мм.
На репортаже 35 мм объективом снимается большинство кадров, а благодаря качеству оптики фикса, картинка будет звонкая и интересная.
Телевик 70-200 мм необходим для случаев, когда съемка ведется с дальнего расстояния.
А также этот объектив совершенно незаменим для съемки портретов гостей мероприятия.
В идеале еще надо бы иметь более широкоугольную линзу типа 20 мм или 24 мм:
С этими двумя-тремя объективами вы сможете чувствовать себя совершенно комфортно на абсолютном большинстве мероприятий.
Но что делать, если вы снимаете «экшн-мероприятие» и нужен быстрый зум-объектив? Или хочется красоты картинки 135мм на открытой «дырке» ?
Все очень просто — возьмите оптику в прокат! Нужен топовый 14-24мм, который сам по себе стоит как неплохая зеркалка? Прокат. Нужен 400мм «дальнобой»? Прокат!
Этим летом я поводил съемку для РЖД в Сочи и 500 мм линза была просто необходима (с такого дальнего расстояния надо было снимать). Вы думаете, я стал покупать такое стекло за 10 000$? Нет, я просто взял оптику в прокат, а счет за нее оплатил клиент. И все довольны.
Брать оборудование в прокат — это совершенно нормальная (и очень разумная) практика.
Теперь пара слов о светосиле оптики. Светосильная оптика — это, конечно, всегда хорошо. Кроме непосредственно своей светосильности такая оптика в большинстве своем дает очень качественную картинку, но и стоит немалых денег.
На мой взгляд, в сумке репортажного фотографа обязательно светисильным должен быть телевик 70-200 мм, чтобы при съемке портретов гостей мероприятия картинка получалась «глубокой», а боке — красивым. Зум-объективы и просто ширики можно брать и обычные, всё равно большинство репортажных кадров делается на диафрагме 5,6 +/- ступень.
Но если финансы позволяют, светосильная оптика никогда не будет лишней.
ЗУМЫ И ФИКСЫ
Объективы делятся на две категории: с постоянным фокусным расстоянием и с переменным.
Объективы с переменным фокусным расстоянием, или зумы, хороши своей универсальностью. Меняя фокусное расстояние объектива, мы меняем и его угол обзора. Одним и тем же объективом мы можем снимать как общие планы, так и более удаленные объекты. Говоря простым языком, такие объективы умеют “приближать-отдалять”. Зумы из-за своей универсальности получили широкое распространение.
Примеры зум-объективов:
Nikon AF-S DX Nikkor 18-55mm f/3.5-5.6G VR — недорогой, но универсальный зум-объектив, который часто поставляется в комплекте с фотоаппаратом. Так называемый “китовый” объектив.
Nikon AF-S 24-70mm f/2.8G ED — профессиональный зум-объектив. Славится прекрасным качеством изображения и мощной, надежной конструкцией.
Но есть у них и недостатки. Часто в угоду универсальности приносится в жертву качество изображения. Светосила зумов тоже как правило невелика по сравнению с объективами с фиксированным фокусным расстоянием. Фикс-объективы (дискретные объективы, фиксы) имеют постоянное, не изменяемое фокусное расстояние. А это значит, что они не могут менять угол обзора, не могут “приближать-отдалять”. Зато у них масса других плюсов. Главный из них — прекрасное качество изображения. Также фикс-объективы могут иметь очень высокую светосилу, недоступную для зумов: F1.4 и даже более.
Один из самых популярных фикс-объективов для зеркалок Nikon со светосилой F1.4:Nikon AF-S 50mm f/1.4G Nikkor
Для системы Nikon 1 был выпущен объектив со светосилой F1.2! Nikon 1 32mm f/1.2 Nikkor
Сверхсветосильный объектив F1.2 с ручной фокусировкойNikon MF 50mm f/1.2 Nikkor
СВЕТОСИЛА ОБЪЕКТИВА
Значение максимально открытой диафрагмы объектива часто называют светосилой. К примеру, открытое значение диафрагмы объектива — F2.8. Стало быть, F2.8 — это светосила данного объектива.
Однако такое представление о светосиле сильно упрощено. Определение, представленное выше, относится к понятию максимального относительного отверстия объектива
При нем берутся во внимание лишь его геометрические параметры, но забывается о том, что часть света может теряться в толще стекла объектива (ни одно стекло не обладает абсолютной прозрачностью), часть отражается от поверхности линз. Поэтому может статься так, что два объектива с равным максимальным относительным отверстием будут пропускать разное количество света
Если максимальное относительное отверстие всегда указывается в характеристиках объектива, то о реальной светосиле объектива фотограф может лишь строить догадки и изучать ее на собственном опыте. Далее для простоты мы будем пользоваться упрощенным понятием о светосиле, ставя знак равенства между светосилой и понятием “максимальное относительное отверстие”.
“Светосилы много не бывает” — популярное выражение среди фотографов. В этом они правы: чем больше светосила объектива, тем проще будет снимать при недостаточном освещении. Объективы с высокой светосилой красиво размывают фон при портретной съемке. Светосила зачастую определяет класс и цену оптики. Объективы попроще имеют слабую светосилу (F3.5 — F5.6). Более продвинутые и дорогие модели имеют большую светосилу, объективы со светосилой F2.8 и больше часто называют светосильными.
Диафрагма
Для спортивных фотографий диафрагма, как правило, должна быть открытой, чтобы фон был размыт, а объект съемки выделялся.
Может показаться заманчивым использовать закрытую диафрагму, чтобы добиться особой глубины резкости, что в свою очередь даст немного больше пространства, попавшего в фокус. Но зачастую в спортивных фотографиях фон и так заполнен и его нужно скрыть, а не фокусироваться на нем.
И это даже здорово, ведь, как правило, нам нужна максимально короткая выдержка, которой мы сможем добиться. Я бы всегда настраивал светочувствительность ISO 400 даже в солнечные дни, чтобы получить это дополнительное ускорение.
Главное – делать фотографии с четкой идеей и в то же время наполнять их деталями, отражающими и мимолетное мгновение, и эмоции от события в целом. Приготовьтесь к неудачам. Я делаю около 200 фотографий на каждом мероприятии и счастлив, если хотя бы дюжина из них окажется удачной. Но в этом и прелесть цифровой фотографии — неудачи ничего нам не стоят!
Фокусировка
Фокусировка может оказаться настоящим кошмаром в спортивных фотографиях, особенно когда объект движется по направлению к вам, что случается достаточно часто. Автофокус зачастую срабатывает в этом случае достаточно хорошо, даже в режиме «спорт». Но я бы посоветовал вам вернуться в «старые времена» и регулировать эту функцию вручную.
Попытка поймать в кадр командную игру, такую как футбол, может быть весьма сложным делом, если выставлять фокусировку вручную. Лучше сначала попрактиковаться с теми видами спорта, где движения более предсказуемы – как, например, в легкой атлетике. В большей части легкоатлетических видов спорта, например на беговой дорожке, можно точно знать заранее, где будут спортсмены в тот момент, когда вы захотите их сфотографировать. А значит можно заранее сфокусироваться на это место.
На двух примерах вверху я настроил фокусировку вручную заранее, причем ее объектом выбрал дальнюю черту, где заканчивается песок. Ведь я заранее знал, что сделаю фото, когда легкоатлет окажется там. Для подобных снимков желательна большая глубина резкости, ведь заранее никогда точно неизвестно, что окажется на заднем плане в момент съемки. Чтобы добиться драматичности сюжета, я делал фотографию лежа на земле, забавляя этим окружающих.
Что по оптике?
Как и в фото, в съемке видео на беззеркальный фотоаппарат важны 3 параметра: резкость по всему полю кадра, отсутствие аббераций и светосильная оптика
Особое внимание стоит уделить последнему пункту и выбрать для съемок подходящий арсенал оптики. Если вы планируете часто использовать зуммирование при съемке, выбирайте зум-объективы с постоянной светосилой, чтобы в момент приближения у вас не менялись настройки диафрагмы и экспозиции
Такие изменения всегда заметны при просмотре видеороликов.
Оценить способность разрешения объектива можно с помощью небольшого теста: попробуйте снять одну и ту же картинку, используя разные значения диафрагмы. Это поможет определить не только резкость изображения, но и его детализацию. Правильно подобранный объектив позволяет избежать таких нежелательных эффектов, как дыхание фокуса и сдвиг фокусировки при зуммировании.